Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
v Развивать познавательный интерес у педагогов;
v Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума:
1. Актуальность проблемы.
2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.
3. Задание «Рассуждай-ка».
5. Консультация для воспитателей: «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность »
6. Это интересно знать.
Ход семинара
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников, и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.,– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),
– опыты, поисковая деятельность,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:
1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.
3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.
На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.
Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.
2. Задание «Рассуждай-ка».
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - - млекопитающее)
4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)
5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
6. Кто пьёт ногой? (лягушка)
7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)
8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)
14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)
16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т. д.
«Что должно быть в природном уголке?»
Игрушки (аналоги животных) | |
Ведро детское (1-2 л) | |
Лейка детская (1-2 л) | |
Лопатки-рыхлители, палочки | |
Опрыскиватель | |
Щеточки, широкие кисточки | |
Фартуки клеенчатые/ тканевые | |
Уголь древесный | |
Совки для мусора | |
Календарь наблюдений за неживой природой | |
Набор картинок: животные, птицы, насекомые, цветы(растения), овощи, фрукты, времена года | |
Оборудование для игр с водой | |
Детские работы соответствующей тематики | |
Детская литература | |
Секаторы или ножницы | |
Гербарий |
1-я младшая группа
Аквариум (золотая рыбка, карась)
Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин , фикус, хлорофитум, кливия, бегония.
Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко)
Календарь погоды
Наглядный иллюстративный материал (домашние животные, книги с иллюстрациями животных)
Материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки)
Лейки, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки
2-я младшая группа
Аквариум (1-2 золотые рыбки, карась)
Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, примула, герань, колеус, бегония.
Календарь погоды
Наглядный иллюстративный материал с изображением диких и домашних животных, птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь), книги с иллюстрациями животных и птиц.
Альбомы «Времена года»
Дидактические игры
Материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда)
Материал для развития трудовых навыков: шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки
Инвентарь: лейка, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки
Средняя группа
Аквариум (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась)
Комнатные растения 5-6 видов: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула
Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко)
Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде
Календари погоды и природы
Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы» и др.
Дидактические игры
Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, глина, песок)
Материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал (флакончики, крышки, коробочки)
Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.
Старшая группа
Аквариум (вуалехвост, телескоп, монетка, гуппи, меченосец, скалярия)
Комнатные растения 7-8 видов по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, кливия, герань, бегония, примула, традесканция, драцена, колеус, плющ, комнатный виноград
Овощи и фрукты (огурец, помидор, лук, картофель, свекла, морковь, капуста, репа, болгарский перец; яблоко, груша, слива).
Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде
Календарь погоды
Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения», «Животные жарких стран» и др, альбомы, рисунки и поделки детей)
Дидактические игры
Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, лупа, глина, песок, земля).
Материал для развития трудовых навыков: природный: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений) и бросовый (флакончики, крышки, баночки, коробочки).
Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ножницы для обрезки растений ящики и стаканчики для посадки рассады
Это интересно знать. Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы . Они звучат так:
Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:
Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.
Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.
Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.
От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.
Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.
Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта , когда ночь и день делят сутки пополам.
Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
Колташкова Светлана Яковлевна,
заместитель заведующего
по воспитательной работе
МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»
города Ханты-Мансийска
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.
Подготовка к семинару – практикуму:
- Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект.
- Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
- Педагогам:
Подготовить раздел «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.
Подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологический мост»
Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга. (мяч по кругу с представлением)
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).
У вас есть карточки с заданием № 1 попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
- Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
- Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
- Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
- Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
- Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
- Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
- Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Может быть кто ни будь из вас напомнит другие приметы?
Попробуйте сформулировать для детей правила поведения в лесу:
Приложение №2 (педагоги выполняют задание)
А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»
1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)
2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)
3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)
5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)
6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)
7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)
8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)
9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)
10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)
11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)
12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)
13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)
14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)
15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)
16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)
17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)
18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Предлагаю следующее задание «Поэзия и музыка в природе»
Стихи под музыку…………
Внимание! Музыкальная загадка. Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)
Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание)
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000686 отправлено 9 июля 2012г. квитанция 62502649561268
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Комарова Татьяна Николаевна
Должность:
старший воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Детский сад № 22 общеразвивающего вида" г. Печора
Населённый пункт:
город Печора Республика Коми
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Семинар "Экологическое образование и формирование начал экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов, приемов ТРИЗ"
Дата публикации:
13.08.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 общеразвивающего вида» г. Печора
Семинар
«Экологическое образование и
формирование начал
экологической культуры у
дошкольников через
реализацию экологических
проектов, приемов ТРИЗ»
Старший воспитатель Комарова Т.Н.
Семинар «Экологическое образование и формирование начал экологической
культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов,
приемов ТРИЗ»
Все хорошее в людях из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Первым этапом системы непрерывного экологического образования является
дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного
развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях
подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы
экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в
ноябре 1997 года. В связи с выходом ФГОС ДО в детском саду
экологическое воспитание реализуется через непосредственно
образовательную деятельность и образовательную деятельность.
Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы
экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких
условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не
только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли
вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому
рассуждению Я.А.Коменского: «Природа тщательно приспособляется к
удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое
поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и
окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не
осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается
зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь
и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве.»
В настоящее время экологическое образование является приоритетным
направлением
системы
общего
образования,
в
том
числе
дошкольников.
Именно в этот период начинается формирование экологической культуры
человека.
Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне
живущих
людей
могут
вывести
планету
и
человечество
из
этого
катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Неслучайно
термины
«экологическое
воспитание»,
«экологическое
образование» стали обычными в нашем лексиконе. Но существует некое
противоречие.
С
одной
стороны,
общепризнано,
что
в
ДОО
реализуется
экологическое
образование
–
проводятся
многочисленные
экологические
мероприятия
(игры,
проекты,
праздники).
С
другой
стороны,
в
главном
нормативном
документе
–
ФГОС
–
экологическое
образование
не
представлено,
отсутствуют
термины
«экология»
или
«экологическое
образование».
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы
рассматривается
в
рамках
образовательной
области «Познавательное
развитие»
и
п р е д у с м а т р и в а е т
р е ш е н и е
т а к и х
з а д а ч
к а к:
- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
-
воспитание
гуманного,
эмоционально-положительного,
бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Но в ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к
экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим
образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия …мира природы»
Эта
задача
реализуется
в
рамках
экологического
образования,
поскольку
формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе
относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное
отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе
как
о
чем-
то
ценном,
т.е.
здесь
должны
присутствовать
и
элементы
э к о л о г и ч е с к о г о
о б у ч е н и я.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается
познавательный
интерес
к
миру
природы,
любознательность,
творческая
активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как
целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом», непосредственное
окружение человека. Впервые термин «экология» ввел Эрнст Геккель в 1864
году. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ
между собой и окружающей средой. Позднее это понятие стало расширяться,
в него был включен и человек.
На современном этапе экологию можно
определить
как
науку,
рассматривающую
взаимоотношения
живых
организмов, включая и человека, и их сообщества с окружающей средой. При
этом под окружающей средой можно понимать как среду природную, так и
среду
в
целом.
В
экологическом
образовании
детей
ограничиваемся
экологией в узком смысле, т.е. рассматриваем взаимоотношения человека с
природой.
И
это
правильно,
иначе
объекты,
к
которым
формируется
отношение детей, размываются, их становится слишком много. Да и сама
экологическая
проблема
возникла
именно
из-за
того,
что
в
результате
деятельности человека стала разрушаться природная среда.
Итак,
понятие
«экология»
включает
две
составляющие:
природу,
как
биологические
объекты,
как
природную
среду
и
связи
между
ними.
Следовательно,
подготовка
дошкольника
к
последующему
полноценному
освоению экологии включает:
-
формирование
у
детей
представлений
об
объектах
экологического
взаимодействия – объектах природы, и в первую очередь о растениях и
животных (а это естествознание)
- формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи
природные, экологические или иные. «Все связано со всем». Это является
началом
формирования
соответствующего
универсального
учебного
действия,
означенного
в
ФГОС
начального
образования
как
«выявление
причинно-следственных связей».
Понятие «экологическое образование».
В
законе
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
образование
рассматривается как единый процесс воспитания и обучения. В этом случае
экологическое
образование
включает
в
себя
экологическое
воспитание
и
экологическое
обучение.
Под
экологическим
обучением
понимаем
формирование
у
детей
экологических
представлений,
соответствующих
умений,
способов
действий.
Под
экологическим
воспитанием
–
формирование
и
развитие
экологических
эмоционально-ценностных
отношений. Таким образом, экологическое образование можно определить
как процесс обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области
его взаимоотношений с окружающей природной средой.
Цель экологического образования – формирование экологической культуры.
Понятие
«экологическая
культура»
многогранно.
Оно
включает,
в
частности,
наличие
у
человека
экологического
сознания,
экологического
мышления. Ни то, ни другое у дошкольников сформировано быть не может.
Поэтому
можно
говорить
лишь
о
начале
формирования
экологической
культуры.
Принципы и модели экологического образования.
В теории экологического образования одним из первых был сформулирован
принцип
междисциплинарности.
Он
предполагает
формирование
экологических знаний, умений, отношений в процессе изучения всех или
почти
всех
учебных
дисциплин.
Этот
принцип
нацеливает
педагогов
дошкольного образования на осуществление экологического образования в
рамках всех названных во ФГОС образовательных областей.
Модели:
- однопредметная
- многопредметная
- смешанная
Однопредметная модель реализуется в рамках специального экологического
курса («Юный эколог») или интегрированной дисциплины экологической
направленности.
Многопредметная
–
за
счет
насыщения
экологическим
материалом
всех
или
почти
всех
учебных
дисциплин..
Смешанная
предполагает изучение экологических вопросов в каждом учебном предмете
и
целостно
в
специальном
предмете.
Наиболее
эффективна
смешанная
модель.
Возрастные особенности отношения дошкольников к природе.
Их необходимо учитывать в образовании детей. После рождения ребенок не в
состоянии идентифицировать себя и окружающую среду. Еще Ж. Пиаже
установил, что основной чертой отношения к миру у дошкольника является
эгоцентризм.
Ребенок
не
дифференцирует
свое
Я
и
окружающий
мир,
субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями
мира свои собственные побуждения. Результатом является антропоморфизм,
т.е.
наделение
объектов
и
явлений
окружающего
мира
свойствами,
присущими
самому
ребенку.
Эта
особенность
восприятия
во
многом
сохраняется и у младших школьников, а частично и у взрослых людей.
Отношения в мире людей дети переносят и на отношения в мире природы и
мире вещей. Это проявляется в олицетворении. Олицетворение – наделение
объектов и явлений природы качествами, свойствами человека определенного
типа: лису- хитростью и т.д. Такие отношения во многом сохраняются и у
младших
школьников.
На
ранних
этапах
развития
ребенка
педагог
поддерживает
антропоморфизацию
природы,
побуждает
сопереживать
животным, растениям «не ломай ветку - дереву больно, как тебе». Пример
игровой ситуации: получена телеграмма, надо ответить «Мы первая зелень, и
за
это
нас
ломают.
Ломают
все,
кому
недорог
лес.
Мы
даже
боимся
распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите
нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень! Ваши зеленые друзья Ива,
Черемуха, Сирень» (По В. Бианки «Телеграммы из леса»).
При работе со старшими дошкольниками в содержание игры, построенной на
очеловечивании природы, начинают вводить экологические
сведения. Вот
пример игровой ситуации. Педагог зачитывает телеграмму из леса: «Мне
нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд!
Зимой они сидели в земле – на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас напали
на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь, их много. Нужна
срочная помощь, передайте это детям. Срочно. Ваш Дятел».
Здесь
дети
получают
представления
о
взаимоотношениях
птиц,
об
экологической
роли
дятла.
Названные
особенности
восприятия
детьми
природных
объектов
(очеловечивание,
олицетворение)
предоставляют
возможность
для
интеграции
собственного
воспитания
и
воспитания
нравственного.
Деятельностный подход в экологическом образовании.
В связи с введением ФГОС возросло внимание к деятельностному подходу.
Под этим углом зрения можно рассматривать и экологическое образование
дошкольников.
Деятельность
–
это
специфическая
форма
отношений
к
окружающему
миру…
включает
в
себя
цель,
средства,
результат
и
сам
процесс. Иными словами, структурными элементами деятельности являются:
цель-процесс
(действия),
предполагающий
использование
тех
или
иных
средств, - результат.. Для дошкольников ведущей деятельностью является
игра.
В
настоящее
время
в
практике
ДОО
широкое
распространение
получили экологические игры. Наряду с игрой во ФГОС называются и другие
виды
деятельности:
познавательная,
исследовательская,
продуктивная.
Каждый из этих видов деятельности должен быть включен в экологическое
образование дошкольников.
Что касается познавательной деятельности, нужно обратить внимание на
ошибки, допускаемые педагогами. Например, «Надо охранять и животных, и
птиц, и насекомых». Ошибка заключается в том, что и птицы, и насекомые, и
рыбы – это все животные. Правильно сказать «Надо охранять всех и зверей, и
птиц, и насекомых. Такие неточности встречаются часто. В уголках природы
выделяются
отделы
«животные»,
«птицы»,
«Обитатели
водоемов».
В
результате у детей формируется неверное представление о системе живой
природы, которое приходится исправлять в начальной школе.
В
этой
связи
особого
обсуждения
в
плане
реализации
деятельностного
подхода заслуживает проектная деятельность. В настоящее время проектная
деятельность,
в
том
числе
и
экологической
направленности,
получила
широкое распространение.
В то же время в ФГОС ДО проектная деятельность не упомянута. Речь
может идти не об экологической деятельности, а об экологических проектах.
Экологические проекты – это совместная деятельность педагога и детей, в
рамках
которой
дети
осуществляют
большей
частью
известные
виды
продуктивной
деятельности
(рисуют
животных,
экологические
ситуации,
конструируют
птичьи
домики
и
т.д.),
исследовательской..
Собственно
же
проектированием занимаются взрослые – педагоги, родители.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по
экологическому образованию считаются такие формы, в которых
дошкольники получают возможность
непосредственного контакта с
природой
. В этом случае у детей формируются не только экологические
знания
, но и
опыт
использования этих знаний в практической деятельности.
К таким формам взаимодействия можно отнести
экскурсии, прогулки,
экспериментирование, наблюдения (главный метод в познании
природы).
Можно выделить такие методы экологического воспитания:
проблемные
ситуации, загадки, проблемные вопросы - почему птицу зовут клест?, почему
они такой окраски?, почему птицы не все улетают на юг?
- игры-викторины, загадки, эвристические рассказы и экологические сказки,
деловые экологические игры. Например, игра «Зеленый дом» по
произведениям Сладкова Н.И.(дети разбиваются на команды, задают друг
другу вопросы, практические действия и т.д.), сюжетные дидактические
игры-занятия (отправляются в путешествие, выполняют различные роли,
рассуждают, решают проблемные ситуации). Беседы, труд в природе, опыты в
познавательной и исследовательской деятельности. Создание экологической
тропы.
Прежде всего, необходимо
создать условия
для получения экологических
знаний и последующего их применения.
Главная задача развивающей
экологической среды – создание условий для формирования у детей
осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления
осознанно-правильного отношения к природе сопровождается
самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у
ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их,
воплощать в различной деятельности.
В группе должен быть оборудован
экологический центр
, где будут
представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и
экологического содержания, альбомы, пособия для экспериментирования,
дневники наблюдений за природными явлениями, журнал фиксации
проводимых опытов, ухоженные растения в соответствии с возрастом,
дидактический материал, материал инновационного характера, поделки из
природного материала, инструменты для ухода за растениями, фартуки для
работы, временные объекты по сезону и другие материалы. Обязательно
должна проводиться с родителями по вопросу экологического воспитания
(информационный материал, участие в проектах, стенгазеты, выставки
творческих работ).
Для организации продуктивной деятельности
экологического содержания должны быть созданы картотеки моделей для
изодеятельности, собран природный материал для конструирования,
атрибуты для нетрадиционного рисования, макеты природных зон,
биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и
др. На полочках для детского исследования размещаются самые разные
природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.
Для организации игровой и коммуникативной деятельности в группах
должны быть подобраны игры на развитие навыков общения у
дошкольников с экологическим содержанием, сюжетно-ролевые игры
«Туристы», «Подводный мир», «Сельский двор», различные дидактические
игры: «На дереве- на земле», «Домашние и дикие животные», «Животные и
детеныши», «Подбери лист к дереву», «Муравейник и его обитатели»,
«Весенние цветы», «День-ночь», «Обезьянки на дереве», «Времена года».
Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль для
развития познавательного интереса дошкольников и их творческой
активности. Во всех группах для организации детской исследовательской
деятельности в природе должны быть созданы уголки
эксперпиментирования. Даже дети первой младшей группы вместе с
воспитателем проводят простейшие опыты. Микроскопы, глобус,
лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей
особый интерес. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только
осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает
возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для
организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.
На территории дошкольного учреждения желательно создать
опытный
участок, метеостанцию, «экологическую тропу»
, чтобы воспитанники
могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за
ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за
погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Различные экологические
акции и проекты
помогут сформировать
экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению
территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут
быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам,
разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из
бросовых материалов и др.
Названия акций и проектов
могут быть следующие
- «Зеленый город»;
- «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
- «Братья наши меньшие»;
- «Покормите птиц зимой»;
- «Полезные ископаемые нашего края»;
- «Водоемы нашего края», «Отходы в доходы».
Результатом
практических мероприятий по экологическому образованию
дошкольников можно считать:
- создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
- написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за
животными и растениями;
- разработку презентаций, фоторепортажей и др.
Разработанный проект включает 3 этапа: мотивационный, проблемно-
деятельностный, творческий.
Мотивационный
этап начинается с проблемно-игровой ситуации, которая
способствует возникновению у детей интереса к проблеме, изучению темы
проекта (формулирование проблемы, пути решения ее, что для этого нужно).
Проблемно-деятельностный этап.
Обогащение представлений по теме
проекта. Чтение, рассказы педагога, исследовательская деятельность,
подключение родителей в совместную образовательную деятельность. Для
дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление это обязывает педагога строить процесс обучения таким образом,
чтобы необходимые сведения дети усваивали при помощи наглядных
методов.
На третьем творческом этапе
планируется обобщение и оформление
коллективного продукта детской деятельности.
Работа по проектной деятельности нам уже знакома.
Реализовать задачи экологического воспитания нам позволяет технология
ТРИЗ.
Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это
коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную
программу, а максимально увеличить её эффективность.
Цель ТРИЗ
– не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
Основные методы работы:
1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека
2) игры:
- на познание и классификацию «Назови, одним словом», «Чем похожи и чем
отличаются».
- на подготовку решения противоречий «Хорошо-плохо», «Наоборот»
- на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши,
язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».
- на самосознание «Что будет, если …»
- эмпатия «Если бы я был..»
- на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет»,
- на развитие воображения «На что похоже», «Узнай по форме».
3) системный анализ «Волшебный экран» или «Системный оператор».
Игры «Системный подход к окружающему миру»
Игра «Найди целое и части»
Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо
выполнить. По образцу первой паре слов. Учить определять какое правило
имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.
Ход:
1. В: Вишня - косточка;
Д: Дерево - ...(Лес, ствол) и т.д.
Игра «Найди главное»
Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо
выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной
системы.
Пример: лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.
Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.
Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.
Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.
Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст.
Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, рентген.
Игра «Что с чем связано»
Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если они связаны
не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все
взаимосвязано.
Например:
Дерево - вода (без воды дерево жить не может).
Пуговица - рубашка (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку).
Стол - ваза (вазу с цветами ставят на стол).
Рыбка – рука (Рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят
рыбу; кормят ее в аквариуме).
Метод «Системный оператор»
Игра «Назови предмет по свойствам»
Цель: закреплять знания детей об окружающем мире, анализируя знакомые
предметы и выделяя их свойства. Активизировать в речи детей понятия о
свойствах предметов. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет
может сочетать в себе несколько признаков.
Например:
Звонкий + Громкий =
Пушистый + Серый =
Усложненный вариант:
Гладкий + Серый + Тихий =
Белый + Съедобный + Мягкий =
Красный + Легкий + Вкусный =
Игра «Что из чего»
Цель: учить детей разбирать любой объект на части, называть эти части,
посчитать их количество.
Ход:
Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны
назвать из чего он состоит. Усложненный вариант: Детям предлагают сразу
назвать количество частей.
Например: машина – один кузов, один руль, четыре колеса, две большие
фары и т.д.
4) Морфологический анализ
– « Составь необычное животное», «Где живут,
чем питаются, какую пользу приносят» (Круги Луллия)и др.
5) ММЧ
Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды
активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать
условия, для возникновения интереса к игре:
- не сдерживать двигательную активность детей
- вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.
Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес
ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат
опыта.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними
истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию,
когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический
путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево -
лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание –
выросло - молодое - состарилось - высохло).
Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к
окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней,
развивать мыслительные процессы.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У
воспитанников формируется определенная система ценностей,
представление о человеке как о части природы, о зависимости своей
жизни, своего здоровья от ее состояния, понимание необходимости
разумного потребления.
Практическая часть.
1. .
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные
предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и
животных, а вы заканчиваете строчку.
1.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2.
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
3.
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4.
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
5.
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
6.
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
7.
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
8.
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к
хорошей погоде).
9.
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
10.- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
11.- Ворона кричит зимой – (к метели).
12.- Лягушки квакают – (к дождю).
13.- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
14.- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
2. Уточните
, какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями
по экологическому образованию?
3. Задание командам:
1 команда – разработать проект «Я природу сберегу - сам себе я помогу»
2 команда – разработать маршрут экологической тропы на участке детского
сада.
Таким образом можем сделать вывод о широких возможностях в условиях
современных ДОУ для экологического образования
- системного и
интегрированного, научно обоснованного и наглядно представленного. В
детском саду есть возможность неоднократно возвращаться к теме в
течение дня, в разных вариантах -
в виде игры, наблюдений, индивидуальной
работы и прочее. Происходит экологизация развивающей предметной среды
всего ДОУ, актуализируются широкие возможности для эстетического
восприятия природы. Знания, приобретенные путем непосредственной игры.
Направляемой педагогом (то есть дидактической игры). Помогают
сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он
включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.
Список литературы:
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека
воспитателя).
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей:
Учеб.
пособие
для
студ.
высш.
пед.
учеб.
заведений.
-
Москва:
Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
Книга
для
воспитателей
детского
сада.
-
Москва:
Мозаика-Синтез,
2004. - 96с.
Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников //
Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
Воронкевич,
О.А.
«Добро
пожаловать
в
экологию»
-
современная
технология экологического образования дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова,
Г.А.
Развитие
экологической
культуры
дошкольников
//
Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. –
2013. - № 3. – С. 62-64.
Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей
дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-
18.
Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная
педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для
образования и оздоровления детей в свете Федерального
государственного образовательного стандарта // Дошкольное
воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
Николаева,
С.Н.
Типовая
модель
экологического
воспитания
//
Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
Николаева,
С.Н.
Экологическое
воспитание
в
рамках
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная
форма работы по экологическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С.
25-28.
Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов
ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
Зоя Питанина
Методический семинар «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников
непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию
окружающей среды, в соблюдении определенных
моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель:
воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника,ответственного за состояние окружающей среды.
Задачи:
Совершенствовать предметно развивающую среду экспериментально – исследовательского направления;
Обогащать речь детей через систематическое последовательное знакомство с окружающим миром;
Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
У детей дошкольного возраста очень развит
познавательный интерес, в частности к природе.
Именно в этом возрасте они воспринимают мир
в целом что способствует формированию
экологического мировоззрения. Очень важно
поддерживать этот познавательный интерес.
мире в частности, о природе.
этого целого с другой.
Принципы экологического воспитания
Научность
Формирование мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения
Доступность
Крайне важным является принцип доступности материала
для ребенка определенного возраста
Гуманистичность
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка,умения сочувствовать,удивляться, сопереживать,заботится о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира
Прогностичность
Формирование элементарных представлений существующих в природе взаимосвязях и в основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающему среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
Деятельностность
Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того чтобы сохранить окружающую его среду.
Целостноть
Отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единства с миром природы
Конструктивизм
Педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения
Регионализм
Формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, парком, сквером
Системность
Формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. «Каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего»
Интеграция
Необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Взаимодействие ДОУ и семьи
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и их семьями.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Публикации по теме:
Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.
Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.
Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически.
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Работу с детьми по данной теме я начала с младшего возраста. Знакомила с правилами поведения детей в природе (не рвать без надобности растения,.
План по экологическому воспитанию дошкольников План по экологическому воспитанию в МБДОО Создание материально-технической базы. Мероприятия МБДОО Срок Ответственный 1. Оформление территории.
Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» 1. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы.
Педагогическая мастерская
«От экологии природы к экологии души»
Содержание:
Блиц-тренинг:
Упражнение-приветствие «Аллитерация имени»
Сообщение правил работы.
Упражнение –ассоциация «Экологическое дерево»
Психологическое упражнение «Природа = человек»
Игра на расслабление «Маленькие тайны природы» («Это интересно знать»)
Шуточная игра «Концовки обманки» или «Доскажи словечко»
Рефлексия.
Ход мероприятия:
Вопрос экологического воспитания всегда был и остается актуальным на сегодняшний день. Научить детей с раннего возраста любить, беречь и охранять природу – основная задача педагога. А чтобы привить эти знания и, главное, заинтересовать ребенка педагогу необходимо самому много знать и уметь правильно все преподнести. И поэтому, сегодня, в нашей педагогической мастерской, я хочу затронуть тему экологического воспитания: поиграть, поразмышлять по данному вопросу и презентовать вам свою авторскую работу.
А чтобы достичь лучших результатов, я предлагаю придерживаться трех главных правил: быть активным, внимательно слушать и уважать мнение других. Согласны?
Для начала, давайте познакомимся поближе. Но знакомство у нас будет необычным. Каждый из вас должен придумать к своему имени прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и его имя.
Давайте начну с себя: «Меня зовут обаятельная Оксана, а вас?»
Участники представляют себя.
Очень приятно с вами познакомиться. Я думаю, что эту игру, для сплочения коллектива, вы также сможете применить в своей практике.
2) Итак, мы открываем нашу педагогическую мастерскую «От экологии природы к экологии души».
Упражнение «Экологическое дерево»
С наступлением весны, когда природа вокруг оживает, мы намного сильнее понимаем, как важна экология природы, как важно донести детям, нашему будущему поколению, что экология природы и человека взаимосвязаны.
Сегодня я хочу предложить вам помочь расцвести нашему экологическому дереву. У каждого из вас на столах лежат стикеры-цветочки и стикеры-лучики. На цветах нужно написать ассоциации к слову «экология», озвучить и прикрепить к дереву. (природа чистота животные воздух земля лес человек растения вода планета жизнь охрана дом окружающая среда)
Но без солнышка, его солнечных лучей дерево завянет. Поэтому те, у кого стикеры-лучики, напишут на них формы работы с детьми по экологическому воспитанию . ( Занятия, экскурсии. КВН, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, выставки, экспозиции, праздники, дидактические игры, наблюдения, поисково-исследовательская работа, экологическая тропа, практическая деятельность в природе; экологические сказки)
Работа с экологическим деревом.
Дошкольникам можно заменить слова-ассоциации картинками, из которых дети выбирают необходимые.
Наше экологическое дерево расцвело. И с помощью этих солнечных лучей, разнообразных форм работы, которые мы будем направлять, экология нашей планеты останется цветущей еще не один год.
3 ) Упражнение «Природа = человек»
А как дать ребенку это понять? Для этого я хочу предложить вам сравнить себя с любым природным объектом и ответить на вопросы: «Если бы вы стали этим объектом, то какого пола, возраста, были бы? Можете назвать его имя, характер или увлечения.»
Я предлагаю каждому столу выбрать один природный объект и озвучить его.
- Если человек заберет домой, что ты будешь чувствовать?
- Если закроют в клетке, понравится тебе или нет?
- Что ты испытаешь, если сломают твою ветку?
- Если тебя выбросит на берег, а люди бросят тебя обратно в воду, будешь ли ты им благодарна?
- Как ты будешь относится к людям, если они будут тебя подкармливать?
Карточки с изображениями природных объектов лежат на столах.
- Таким образом, сравнивая себя с кем или чем-либо, войдя в образ, ребенок понимает, что природа, как и человек, живет, растет, дышит, болеет, испытывает эмоции, что природа – это и есть человек.
У природы, как и у каждого человека, также есть свои маленькие тайны, которые мы с вами не знаем. Я предлагаю вам ответить на вопросы и раскрыть некоторые из них. А за каждый правильный ответ я хочу вам преподнести маленький весенний подарок. Так что я жду вашего активного участия.
1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
2. Почему у березы молодые листочки клейкие ? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
3. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)
4. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)
5. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)
6. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)
7. Какой зверь самый чистоплотный?
(кошка.)
8. У какой птицы самый длинный язык?
(У дятла)
9. Кого называют листопадничками ? (Зайчат, родившихся осенью)
10. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
11. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
12. Какую траву любят кошки? (Валериана)
13. Лесной петух. (Глухарь)
14. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
15. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
16. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –
сигнал опасности)
17. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Для «полетов» . Во время прыжков служит своеобразным парашютом-крылом. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.)
18. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
Я надеюсь, что сегодня для вас, хоть немножечко, приоткрылись некоторые маленькие тайны природы. Вы активно участвовали в этом задании, но давайте для создания весеннего настроения преподнесем эти цветы и остальным нашим участникам.
5 ) А сейчас я хочу предложить вам немного расслабиться и поиграть в шуточную игру «Концовки-обманки» или по-другому назвать «Добавь словечко».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
Эта игра направления на развитие у детей прежде всего внимания и конечно немного расслабляет. А мы продолжаем.
6) В своей деятельности каждый из нас, для более эффективного усвоения материала, старается применить интересные, интерактивные, инновационные формы работы. Сегодня я хочу предоставить вам свою авторскую презентацию игры-тренажера по экологическому воспитанию «Волшебница-вода».
Эту презентацию я сделала для закрепления материала о воде в старшей группе. Итак, начинаем. А от вас я также жду активного участия.
Презентация
Титульный лист «Волшебница-вода»
Сегодня к нам в гости прилетела капелька. Она очень любит путешествовать и успела облететь всю планету. А вы знаете, как называется наша планета?
Во время путешествия капелька увидела, что на Земле очень много…, а чего вы отгадайте: В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
А вы знаете где живет вода на нашей планете? Давайте расскажем, а капелька нам покажет (в воздухе, воде, почве, в земле)
Все мы знаем, что вода – это главный источник жизни на Земле. Давайте подумаем, что же может случится, если вода исчезнет.
А наша капелька, конечно же, нам подскажет.
Засуха
Исчезнут водоемы
Все чаще будут происходить пожары
Завянут растения, не будет урожая
Животные останутся без воды
Рыбы умрут
Давайте подумаем, а нужна ли человеку вода и для чего?
Пить
Купаться
Стирать
Варить кушать
Мыть посуду
Убирать
- Посмотрите и скажите, правильно ли показала все наша капелька?
9. А кому еще, кроме человека, нужна вода?
Животным, растениям, рыбам, птицам, насекомым.
Все мы понимаем, что без воды очень плохо, а как вы думаете сможет ли навредить вода и как?
А капелька спешит уже на помощь.
Ливень, наводнение, можно утонуть в воде, град, снегопад, сосульки, туман.
Вы знаете, что вода – настоящая волшебница. Она может превращаться, менять свое состояние. А какие состояния воды вы знаете? (жидкое, твердое, газообразное)
Наша веселая капелька хочет поиграть с вами. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, где же спряталась капелька?
Молодцы, давайте поиграем еще, будьте внимательными.
И последний разочек. Раз, два, три, капельку ищи!
Посмотрите на нашей лужайке пошел дождик. А вы знаете, почему вода не заканчивается ? (происходит круговорот воды в природе)
Сегодня я хочу предложить Вам самим озвучить сказку, которую приготовила нам капелька.
(Хочу заметить, что ребята на предыдущих занятиях слушали эту сказку в исполнении воспитателя)
Одна маленькая веселая капелька жила вместе со своими сестрами в небольшом лесном озере. Жили они дружно и весело.
Однажды пригрело солнышко и влага с поверхности озера начала испарятся и подниматься вверх. Капелька оторвалась от своих сестер и устремилась вверх. Она превратилась в водяной пар и оказалась высоко в небе.
Там капелька встретилась с другими такими же капельками. Они образовали облако. Солнышко все припекало и припекало, а капельки все прибывали и прибывали. Облако значительно подросло и потемнело. Оно стало тучкой.
Там, высоко в небе, очень холодно. И капельки, чтобы согреться стали прижиматься друг к другу. Они снова из водяного пара превратились в воду, стали тяжелыми и упали на землю в виде дождя.
Наша капелька упала в небольшой ручеек, который подхватил ее и весело журча понес ее к лесному озеру, в который он впадал.
И в завершении презентации хочется только сказать:
Берегите воду!
Не умыться, не напиться без воды!
Листику не распуститься без воды!
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Подводя итоги, я хочу сказать, что без наглядного материала работа с детьми будет не такой эффективной.
7) На этом наша педагогическая мастерская закрывается.
И в работе пожелать хочу вам я -
Идей, энтузиазма и огня.
Я надеюсь, что вы почерпнули что-то новое для себя. А насколько интересно и познавательно вам сегодня было я предлагаю оценить с помощью стикеров на нашей доске.