Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены. Они должны быть доступными, для того чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог взять понравившуюся игрушку, пополнив тем самым арсенал игровых средств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предметно - развивающая среда в старшей группе, в соответствии с ФГОС.
В построении предметно-пространственной среды нашей группы мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствие с принципами.
Трансформируемой,
Полифункциональной, - вариативной,
Доступной,
Безопасной.
Принцип насыщенности: образовательное пространство должно быть оснащено расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Принцип трансформируемости: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Принцип полифункциональности: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей; когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно легко и быстро преобразовать в другой; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Принцип вариативности: включает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и отражение гендерного принципа и регионального компонента. Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Принцип доступности: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность: предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В старшей группе №9 создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития).
Уголок сюжетно-ролевых игр: Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. В него входят атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Кафе», «Пароход», «Моряки», руль для шафёра. С бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу». Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого в группе оборудованы «Парикмахерская» - Салон «Очарование», внесены зеркала.
Уголок театрализованной деятельности: Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. В уголке имеются разнообразные атрибуты: Маленькая ширма для настольного театра, различные виды театра, (плоскостной, теневой, кукольный, бибабо). Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
Уголок природы: Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Ведётся совместная с воспитателями работа по заполнению календаря природы. Подобран литературный материал сезонных явлений (стихи, поговорки, загадки, приметы по временам года).
Уголок ПДД: Включает в себя плакаты с дорожными знаками, правилами дорожного движения, различного размера и назначения машины, светофор, дидактические игры, макеты домов, деревьев, дорожных знаков. Макет дороги с тротуаром, перекрёстком и пешеходным переходом. Альбом с иллюстрациями, книги, раскраски. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД через сюжетно-ролевую игру.
Уголок музыкального развития: Способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, шум улицы, а так же различные музыкальные сказки и инструменты). Магнитофон. Диски.
Книжный уголок: Расположен на специальной полке. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой - произведения устного народного творчества, загадки. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.
Уголок «Любознайка» Представлен с природным материалом. Сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации). Мини лаборатория, детские энциклопедии, есть отдельная полка патриотического воспитания, коллекция денежных знаков и значков.
Спортивный уголок: Цель которого является развитие двигательной активности, физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. Где размещены материалы: Кольцеброс, боулинг, мячи (большие, средние, маленькие). Обручи, дорожки с пуговицами, нашитыми следами для ходьбы, ребристые дорожки, кегли.
Уголок художественного творчества: Изобразительная деятельность - одна из самых любимых для старших дошкольников. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Художественное творчество имеет широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности; альбомы, белые листы формата А4, цветной картон, цветная бумага, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, гуашь, акварельные краски, кисти разного диаметра, самоклеющаяся бумага, трафареты, образцы для рисования, цветной пластилин, доски, стеки, раскраски на каждого ребёнка.
В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы (крупные, мелкие) конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления. В уголок входит: крупный деревянный конструктор, мелкий деревянный конструктор, лего (средней величины), лего (мелкое).
В уголке дежурства формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.
Уголок именинника: В который входит плащ и корона именинника, альбом с фотографиями детей, рамка для поздравления детей, коробка для сюрприза, медали, подарка.
Учебная зона: У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону. Учебная зона является трансформируемой и используется для разных видов деятельности. В группе имеется магнитная доска, она многофункциональна и используется детьми, как в свободное время, так и во время занятия. Материалы для занятий.
Специальное место и оборудование выделено для «Игротеки». Это дидактические, развивающие и математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Игр с правилами; лото, домино, маршрутные игры
Благодаря многофункциональности и гибкого использования предметно - пространственной среды гендерный принцип реализуется возможностью для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами. Так для мальчиков имеются разные наборы машин, конструкторов, фигурок «Армия» и другое. Для девочек есть наборы посуды, куклы разного размера, коляски, кроватки. Швейная машинка, парикмахерские принадлежности, и т.д.
Вывод: Предметно-развивающая среда в групповой комнате создает все условия для самостоятельной двигательной активности воспитанников: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, имеются необходимые игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Оснащение предметно-развивающей среды отвечает требованиям ФГОС, СанПиНам и направлена на зону ближайшего развития.
Центр воды и песка: «Лаборатория»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.
5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.
6.Различные часы.
7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.
8.Набор для опытов с магнитом.
9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).
10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.
11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»
1.Растения должны быть:
Разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);
С различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
Разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
С выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока, фикус – хороший очиститель воздуха.
2.Растения характерные для различных времен года:
Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
Зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;
Весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т.п.;
Летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.
3.Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и др.; водными насекомыми, головастиками, молюсками.
4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.
Календарь природы: «Метеостанция»
1.Картина сезона, модели года, суток.
2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.
6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.
Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.
Летучева Екатерина
Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию оформление уголков и игровых зон в детском саду. Каждая игровая зона постоянно пополняться наглядными пособиями, изготовленными воспитателем совместно с детьми и родителями. Красочно оформленные зоны привлекают внимание детей, повышают интерес к игровой деятельности, позволяют эффективно усваивать программный материал
Раздевалка
Уголок «Развивайка»
Цель: знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме. Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки. Обогащение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Уголок сюжетно-ролевых игр
Цель: формирование ролевых действий, коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей. Развивать умение, использовать постройки из строительного материала. (доктор Айболит, семья и другие)
Уголок строительно-конструктивных игр
Цель: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Уголок экспериментирования
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Уголок природы
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру в целом. Приобщение детей к уходу за растениями. Формирование начал экологической культуры, первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) Развитие мышления, любознательности, познавательной активности.
Уголок «Книжкин дом»
Цель: формирование интереса к книге, умения обращаться с книгой. Приучать детей слушать сказки, рассказы стихотворения. Развивать интерес к иллюстрированным книгам.
Физкультурный - оздоровительный уголок
Цель: стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей, мышц позвоночника, профилактика плоскостопия. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Обеспечивать и регулировать уровень двигательной активности детей в режиме дня.
Музыкальный уголок
Уголок «Театр»
Цель: развитие творчества детей на основе литературных произведений. Формирование умения ставить несложные представления. Развитие интереса к театрально - игровой деятельности.
Уголок безопасности и юного пешехода
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, закрепить знания о сигналах светофора и правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора. Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге. Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.
Уголок ИЗО
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Развитие пальчиковой моторики.
Уголок математики
Уголок патриотического воспитания
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране, родному городу, посёлку. Формировать патриотические чувства, знакомить с символикой нашей страны.
Уголок развития речи
Уголок уединения
Публикации по теме:
Анализ игровых зон и игрового материала в своей группе Наша группа называется «?». В нашей группе списочный состав: 15 детей из них: 9 девочек и 6 мальчиков. В групповой комнате располагаются.
Из опыта работы «Использование современных игровых технологий в детском саду» Из опыта работы Тема: «Использование современных игровых технологий в МДОКУ детский сад «Колосок» 1 слайд Актуальность использования современных.
Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.
Оформление и оснащение музыкальных уголков Консультация для воспитателей на тему: «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ» Подготовила Башлыкова.
Развивающая
предметно-пространственная среда
в старшей группе
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Предметно-пространственная развивающая среда содержит следующие принципы:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
- Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Наша группа оснащена:
- материалами и оборудованием для игровой деятельности;
- материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
- материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
- материалами и оборудованием для двигательной активности.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе в теплое время и в группе, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок развития речи.
Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи
Для речевого развития созданы:
Серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;
Дидактические игры
Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое развитие» В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок , стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Театрально-музыкальный уголок способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки.
Музыкальный уголок оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами.
Для эстетического развития созданы:- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» « Уголок природы расположен непосредственно у окна.
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.
Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.
1. Календарь природы.
2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.
3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные
4.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»
5.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»
6.Фигурки животных.
7. Поделки из природного материала.
Рядом расположен центр экспериментирования , где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:
1.Нитки
2. Лупа
3. Ёмкости для воды
4. Ёмкость с песком
5. Камешки плавающие и тонущие
6. Шарики воздушные
7. Формочки с крышками
8. Палочки разной длины
9. Набор форм для игр с песком и водой.
10.Коллекция «Бумага».
11.Коллекция «Ткани».
12.Коллекция «Стекло».
13.Коллекция «Пластмасса».
14.Трубочки.
15. Прищепки.
16.Пипетки, медицинские маски.
17. Свечи.
18.Фартуки и нарукавники.
19. Пластмассовые рыбки.
Уголок дидактических игр .Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры
Для умственного развития созданы: Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.
Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города. Подбирая игрушки, оборудование мы стремимся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие» Физкультурный уголок:
Задачи
Развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, массажные коврики и мячики
В бытовой зоне располагается уголок дежурства . Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально – коммуникативное развитие»
Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Уголки для сюжетно-ролевых игр:
Гендерный уголок для девочек;
Гендерный уголок для мальчиков;
Больница;
Аптека;
Магазин;
Парикмахерская;
Семья.
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
Ребята с увлечением играют конструктором, включая в игру фигурки животных, людей, машинки…
Уголок безопасности
Задачи:
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
Воспитывать грамотного пешехода.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а в группе уголок уединения и релаксации Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий диванчик, игрушки. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы.
Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей
Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Они идут навстречу и с удовольствием делают удобную домашнюю атмосферу в группе для своих детей.Мы будем стараться обновлять оборудование предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей.
Tatyana Klimovich
Развивающая среда в ДОУ по ФГОС (старшая группа)
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе . Для дежурства по столовой в группе есть уголок , где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
группе , немало внимания уделяли созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара : сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ »
Центр Физического развития .
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие » . Создавая условия для реализации задач этой области в группе , я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки : комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.
Центр Здоровья.
Оснащён следующим оборудованием : мячи, мягкие мячики для метания, массажная дорожка, косички, ленточки, платочки для выполнения физических упражнений, кольцебросы, мягкие модули (для перепрыгивания, перешагивания, скакалки, кегли, теннисные ракетки, рули, разное оборудование для подвижных игр.
Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста используются различные виды гимнастики : пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая и все это в сопровождении музыки специально подобранная для возрастной категории.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ »
Театральный центр.
Имеются виды театров : пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение» , где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха .
Центр творческой деятельности.
В центре творческой деятельности имеется : разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования : краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно - прикладному искусству, настольно- печатные игры.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »
Центр Познание.
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики , мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры» . «Учись считать» , «Цвет» , «Форма» , «Размер» .
Дидактические игры : «Геометрическое лото» , «Геометрическое домино» , «Чудесный мешочек» , «Геометрическая мозаика» , Целое из частей, «Сложи фигуру» , «Какой цифры не хватает» , «Числовой ряд» , «Математические домики» , «Составь число» , «Математическая рыбалка» , «Детям о времени» , «Измеряем всё подряд» , «Составь задачу» .
Развивающие игры : Блоки Детёныша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори» , «Дроби» , «Прозрачный квадрат» , «Логический пояс» , Игры на плоскостное моделирование : Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей : пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
Центр природы.
В центре природы имеется : календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.
Центр экспериментирования.
В центре экспериментирования имеется : различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте , природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ »
Центр «Развитие речи »
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи .
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание : «Звуковой куб» , Кубик «Кто кричит» , «Мамы и малыши» , «Позови громко» , «Эхо» .
Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик» , «Снежинка» , «Мыльные пузыри» , «Лучок» , «Вертушка» , «Султанчики» , «Кораблики» .
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон» , «Чьи игрушки» , «Звуковой поезд» , «Звуковое лото» , «Логопедическое лото» , «Чудесный мешочек» , «Ромашка» , «Кто в домике живёт» , «Подбери картинку» , «Шумящие коробочки» , «Звуковой коллаж» .
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря , и грамматического строя речи «Глаголы в картинках» , «Учимся использовать предлоги» , «Предлоги» , «Автобус для зверят» , «Ёлочка» , «Назови одним словом» , «Четвёртый лишний» , «Подбери слова к картинке» , «Где я это видел» , «Тактильные дощечки» , «Тактильные мешочки» .
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку» , «Истории в картинках» , «Что сначала, что потом» , «Иллюстрации к сказкам» , «Алгоритм для составления описательного рассказа» , «Предметы из сюжетов» , «Расскажи про детский сад» , «Телефон» , «Сам себе сказочник» .
Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
Уголок патриотического воспитания.
В группе оформлен «Патриотический» уголок, который имеет материал по знакомству детей с символикой города, фотографии памятных мест городов Брянска; иллюстрации на тему «Природа родного края» , фотоальбом "Я и мой город", портфолио детей «Моя семья» , дидактические игры «Моя семья» , «Чей малыш?» .
Дидактические пособия : «Герои войны» , «Награды войны» , «Города герои» , «Дети войны» .
Альбом : «Брянцы герои ВОВ»
Альбом : «Москва столица Р. Ф.»
Альбом совместных творческих рисунков детей с родителями : «С днем Победы Защитников отечества» , «Салют над городом Брянском» .
Альбом стихов «9 мая – День Победы» , «Стихи о родном крае» (брянских поэтов с иллюстрациями)
Подобрана библиотека (детские рассказы и стихи о войне)