Проведите небольшой эксперимент: спросите у членов семьи, соседей, друзей, коллег, что символизируют белое свадебное платье и белая фата невесты. Уверена, что в подавляющем большинстве случаев вы услышите: «Это цвет чистоты, невинности, непорочности, целомудренности». А ведь это совсем не так!
Издревле у всех народов белый цвет символизировал Прошлое, это был цвет памяти и забвения, отрешения от мира земного. Именно поэтому у древних народов Земли, в том числе и у славян, белый цвет был (а у некоторых остаётся до сих пор) цветом траура, смерти, умирания. Это, кстати, перешло и в христианскую традицию, - ангелы и причисленные к лику святых изображаются в белых одеждах, которые демонстрируют отнюдь не их непорочность, а принадлежность к иному миру.
Так почему же невесту, согласно русской (и любой другой славянской) свадебной традиции, облачали в траурные цвета? Чтобы это понять, мы должны вспомнить, что значил род для древнего человека. Для древнего человека род (семья) означал буквально всё: вне рода человек не имел ни прав, ни обязанностей; он не воспринимался соплеменниками как личность, но только как член определенной семьи. Да и сам древний человек ощущал себя не индивидуальностью, но исключительно членом рода, постоянно ощущая его мощную поддержку. Девушка, становясь женой, покидала свой род, «выходила» из него. Она «умирала» для своего рода и «рождалась» заново в другом. Отсюда и облачение в траурные, белые, одежды.
С этими поверьями связаны традиции плача невесты и плача (голосьбы) по невесте. Ну, почему «голосили» по невесте, вы теперь и сами можете сказать. А вот почему сама невеста просто должна была горько и много плакать? Дело тут вовсе не в том, что девушка опасалась неизвестности, боялась того, как примут ее в новой семье. Дело в том, что, покидая свой род и переходя в чужой, она отказывалась от своих духов-покровителей и отдавала себя под покровительство родовых духов мужа.
Своими слезами она как бы и благодарила прежних покровителей, и извинялась перед ними за «измену», за «обиду», которую она им причиняет, отказываясь от них. Всем нам известна такая картина: невеста в ожидании прихода жениха сидит, празднично одетая, с подружками в своей комнате. Но не всегда было так. У древних славян, да и позже, во многих русских, украинских, белорусских сёлах вплоть до XIX века, невеста во время прибытия свадебного поезда сидела на печи в своей повседневной одежде и оплакивала прежнее житьё в семье. Переодевалась же она в свадебное платье только после прибытия жениха. И древний смысл этого действа – прощание с домашним очагом, родом, родовыми духами.
С «умиранием» невесты в своем роду связана и традиция покрывать голову девушки фатой. Я сейчас имею в виду не ту прозрачную накидку из кружева или фатина, к которой мы все привыкли, а непрозрачный плат (два неразрезанных платка) из плотной ткани белого или красного цвета, которым покрывали в Древней Руси невесту, делая ее лицо совершенно невидимым для окружающих. Кстати, если уж я упомянула красную фату, то надо сказать и о том, что траурным цветом в древности был не только белый, но и красный, а точнее – бело-красный. Вспомните изображения народного свадебного платья: ведь оно было не чисто белым, а с элементами красного цвета. Фата же, как я уже говорила, была либо белой, либо красной (любители индийских фильмов, вам вопрос на засыпку: какого цвета одежда современных индийских невест?).
Так почему лицо невесты закрывали непрозрачной плотной тканью? Да всё по той же причине: согласившись на брак, она «умерла» для своего рода и пока еще не «возродилась» для другого, а соприкасаться (даже взглядом) обитателям одного мира с обитателями мира иного, по поверьям древних славян, было запрещено. Почему? Потому что, как считали наши предки, любое соприкосновение нашего мира с миром мёртвых вело к неисчислимым несчастьям и даже гибели мира живых. Потому и нельзя было никому лицезреть невесту, дабы не принести несчастья ни ей, ни её родне, ни себе самим.
Со временем древний, изначальный, смысл этих свадебных традиций, как и массы других народных свадебных традиций и обрядов, несколько изменялся или вовсе утрачивался. Смысл некоторых преобразовался настолько, что они воспринимаются нами как забава или игра на свадебном торжестве. Но если кому-то очень захочется выяснить, откуда идёт в России обычай разбивать тарелку на свадьбе или громко сигналить из автомобиля при возвращении молодоженов из загса, почему невесту вносят в комнату через порог и прочее-прочее-прочее, то достаточно просто задаться вопросом. Например… почему свадебное платье невесты белое.
Вот наконец-то, пришел этот момент – вас позвали на свадьбу. Сразу появляется только две мысли – что же подарить молодым, и что одеть на торжество. В нынешнее время не так сложно определится с подарком, поскольку уже стало принято дарить открытку с деньгами. А что принято одеть на свадьбу – вопрос куда сложнее. Один из вопросов, который нередко интересует девушек: «Можно ли идти на свадьбу в белом платье?».
Говорят, что хороший гость не станет приходить на свадьбу ни в чёрном, ни в белом наряде. Принято считать, что чёрный – траурный цвет, а белый – предназначен лишь для невесты. В свою очередь, мы довольно часто можем наблюдать гостью на свадьбе в маленьком чёрном или в нежно-светлом платье. Может быть, вопрос цвета наряда гостей не столь принципиален и это уже стало пережитком прошлого времени?
Но белое платье, одетое гостьей на свадьбу, продолжает вызывать недовольство. Светлое платье привлекает внимание, и поскольку центром внимания должна быть невеста, то надев снежное платье, вы перетягиваете одеяло на себя. Традиции меняются, и уже не все невесты хотят надевать платье белого цвета. Некоторые считают его не праздничным, а для некоторых символ невинности не является актуальным. Одевать ли в таком случае белое? Сейчас множество невест, выходя замуж, одевают красные, розовые, голубые платья. Тяжело представить, что невеста может обидеться, если кто-нибудь из гостей придет в светлом наряде. Но нельзя быть уверенным, что новобрачная не станет переживать, что незнакомые с ней гости могут принять другую девушку в белом за невесту, вместо нее.
Стоит ли гостям приходить на свадебное торжество в белом?
Возможный ответ – не стоит надевать на свадьбу наряд белого цвета, если, конечно же, вы не невеста. Пускай ваше любимое платье именно белого цвета, пускай вы собираетесь на не совсем традиционную свадьбу – лучше обезопасьте себя от пересудов, ведь есть множество других прекрасных цветов и оттенков для вашего наряда. Проявлением хорошего тона будет уточнение у виновницы торжества, не будет ли она против вашего появления на торжестве в таком же цвете. В том случае, когда ваш наряд лишь отчасти белый, либо белый цвет разбавляется рисунком – не стоит волноваться, такое платье можно смело надевать на свадьбу.
Безусловно, случается, когда молодожены просят своих гостей прийти только в белых нарядах. К примеру, на свадьбе Бейонсе и Джей Зи все приглашенные гости надели белое. Постарайтесь прислушаться к пожеланиям молодых, ведь это одно из самых запоминающихся и значимых событий в их жизни.
В подавляющем большинстве современных стран принято наряжаться на свадьбу в белое платье. Перед тем, как отправиться под венец со своим суженным, каждая невеста подолгу выбирает это самое белое платье – свадебные салоны готовы предоставить массу решений в разных стилях. Даже более того: существует свадебная мода, актуальные фасоны меняются каждый год.
Почему это именно так, откуда взялась эта традиция? Из-за чего платье должно быть белым, а другие цвета рассматриваются очень скептически? Наверняка любознательные люди хотя бы раз задавались этим вопросом.
Белый цвет – это не аксиома
Сегодня от этой традиции зачастую отходят – подвенечное платье выбирают и разноцветное, и бежевых, и голубых оттенков. Прогрессивные невесты не боятся осуждения, остаются в стороне от предрассудков, и могут выбрать даже серебристый или черный наряд. Иногда это действительно бывает красиво, выглядит необычно и интересно. Тем более, что белый цвет не универсален для всех случаев и каждой народности. Даже сегодня многие люди предпочитают выбирать другие решения, не думая об общепринятых тенденциях.
Интересный факт: у ряда народов не принято использовать для брачной церемонии белое платье. В Индии невесты носят красное, а в Японии девушка использует сразу два наряда, белый и красный. А многие африканские и азиатские народы предпочитают выбирать для свадьбы национальные костюмы.
К тому же, традиция надевать белое укрепилась только в 19 веке, а зародилась на 1-2 века ранее. Это относительно недавняя тенденция, ее возникновение принято связывать с одним из двух случаев, когда европейские королевы стали выбирать этот цвет для платья на свадьбу.
Королевы и подвенечное платье
Анна Австрийская – это испанская принцесса, которая выбрала белое платье для свадьбы с королем Франции. Бракосочетание состоялось в 1615 году. Ее образ настолько поразил окружающих, что в дальнейшем все состоятельные дамы начали подражать ей, выбирая этот цвет для подвенечного платья. И далее эта мода начала активно распространяться, принцессе начали подражать в других европейских странах, а затем и в России. Постепенно эта традиция перешла от высших слоев общества ко всем остальным.
Есть и второй вариант, другой ответ на эту загадку. Во втором случае моду на свадебные платья белого цвета относят к королеве Виктории, которая правила Англией – она вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского в 1840 году. Женщина подумала о том, что традиционный образ с серебристой парчой ей не пойдет, и сделала ставку на белое платье, что было очень ново. Ведь серебристый цвет был традиционным на свадьбах правящих особ этой страны. Она надела белое атласное платье, на каждый рукав которого ушло до полуметра материала только на украшения. Этот материал был кружевами ручного плетения, которые готовили полгода целой деревней мастериц, и после свадьбы наряд был уничтожен, чтобы никто не попробовал его копировать.
Свадебные платья в разные времена
Считается, что первые свадебные платья начали использоваться древними греками – это был белый пеплос, который украшался застежками на плечах. Украшений невестам не полагалось, эти застежки были единственными аксессуарами, их стремились изысканно украшать. Чем богаче была семья невесты, тем вычурнее были эти украшения. Не было модных платьев и в Риме – девушку облачали в облегающие одежды, но аксессуаров у нее было больше, украшений у невесты оказывалось множество. На Руси невесты наряжались в соответствии с языческими традициями. Им полагался красный сарафан, который, как считалось, отгонял злые силы своим цветом. Другой вариант предполагал нарядно вышитую рубаху и красно-синюю юбку в клетку.
Юбка считалась символом помолвки – если девушка начинала ходить в ней, значит, ее уже просватали. Русские женщины стремились надевать на свадьбу красные вещи до 18 века, только потом постепенно начал внедряться образ белоснежного платья.
Средневековые традиции
В Европе в Средневековье не было традиции шить отдельное платье на свадьбу – в кругах простолюдинов этого не делалось. Девушка просто выбирала самое красивое из тех платьев, что у нее были, и шла в нем под венец. Платье могло быть не новым, оно могло быть просто праздничным, она могла носить его по особым случаям и до свадьбы, и после нее. Только богатые семьи примерно с 15 века начали выдавать своих дочерей в специально купленных для этого платьях.
Соответственно, средневековые платья на свадьбу могли быть любого цвета, невесты могли делать ставку на яркие или темные цвета, белый никто не выбирал. Стоит помнить, что пыль и грязь на средневековых улицах не способствовали чистоте и сохранности одежды, а шить платье только на один раз было расточительством даже для обеспеченных семей.
Современный взгляд на свадебные платья
Белоснежное платье невесты, согласно современным взглядам, говорит об ее чистоте, символизирует невинность. В прошлом такие платья носили «невесты Христовы» – девушки, уходящие в монастырь. А еще белый цвет символизирует совершенство, праздник жизни. Таким образом, белое платье – это отнюдь не древняя, но очень красивая традиция, а следовать ли ей – это каждая невеста решает сама. Многие следуют, ведь белые платья для невест сегодня предлагаются в самых разных стилях.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
depositphotos
История свадебного платья
Как известно, на Руси в 16-17 веке свадебное платье белого цвета могли надеть далеко не все. Его могла удостоиться только Христова невеста. Речь идет о девушке, которая решила уйти в монастырь и посвятить себя Богу. Простые невесты обычно шли под венец в одеяниях светло голубого или розового цвета.
В разных странах существовали свои поверья и традиции по поводу цвета свадебного подвенечного наряда. Так, например, во Франции невесте, чтобы прожить счастливую жизнь с мужем, надо было выходить замуж в фиолетовом платье. А вот девушки Ирландии шли под венец исключительно в зеленом свадебном одеянии. Все потому, что там этот цвет считается счастливым.
На Руси девушек часто облачали в наряды красного или оранжевого цвета (происходило это преимущественно под влиянием язычництва).
Как появилась мода на белое свадебное платье?
Итак, вернемся к нашей главной теме: почему платье невесты должно быть белым? Так, историки говорят, что моду на светлые и кремовые оттенки с собой принесла эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Геркулануме и Помпеях, специалисты нашли очень много скульптур из светлого мрамора. Это, уверены эксперты, и оказало достаточно сильное влияние на свадебную моду. Девушки той эпохи, под влиянием эпохи, все чаще выбирали не цветные наряды, а светлые и белые платья.
Также историки рассматривают несколько правдоподобных версий происхождения белого цвета свадебного платья.
Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Когда речь заходит о невесте, мы сразу представляем пышное белое платье… как правило… Уже не редкость, что невесты предпочитают другой цвет при выборе своего свадебного наряда, но всё же белый остается основным, главным, первым, лидером… как хотите, так и называйте, но это факт! И будь – то
кремовый, жемчужный или молочный – это всё равно БЕЛЫЙ цвет.
Но, думаю, никого не удивлю, сообщив, что свадебное платье было белым не всегда и уж тем более на Руси.
В 16– 17 веках подвенечное платье белого цвета надеть могла лишь «Христова невеста», т.е. девушка, которая захотела посвятить себя Богу, уйти в монастырь. «Обычные» невесты же шли под венец в платьях розового или светло голубого цвета. Темные цвета не использовались совсем.
В разных странах и поверья были свои по поводу цвета подвенечного наряда. Так во Франции существовало поверье, что невеста в фиолетовом свадебном платье, обретет мужа, который будет любить её всю жизнь. Ирландские же девушки выходили замуж исключительно в зеленых свадебных одеяниях, считая этот цвет счастливым. А на Руси? Те русские наряды для свадьбы, что мне попадались на глаза, были с преобладанием красного цвета или же оранжевого. Что это – отголоски язычества? поклонение огню? Скорее всего, так оно и есть, ведь несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки.
В средневековье девушки шли под венец в платьях самых ярких цветов и расцветок, и отличия в нарядах проявлялись в зависимости от места проживания невесты и/или сословия брачующихся, их достатка. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.
Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась такая традиция и почему так резко изменился цвет платья, тем более, что произошло это не в отдельно взятой стране, а по всему миру.
Моду на светлые - слоновой кости, кремовые, но еще не белые - платья принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства - скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям.
Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.
Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.
Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А Позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.
Однажды закрепившись, белый цвет для подвенечного платья стал традиционным. Поскольку одно из непременных качеств наряда для вступления в брак - его традиционность и некая старомодность. Т.е. невеста в своем подвенечном платье должна выглядеть именно немного старомодно, чтобы соответствовать вкусам предыдущего поколения, к которому принадлежат родители ее будущего мужа.