Совокупность правил, принципов и подходов государства и общества, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни пожилых людей. Основной задачей государства по отношению к пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении пожилыx направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. NQ 122-ФЗ устанавливает социально- правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. В ст.3 Федерального закона перечислены основные принципы, на которых строится деятельность в сфере социального обслуживания пожилых: -соблюдение прав человека и гражданина; - предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; - обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; - преемственность всех видов социального обслуживания; - ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; - приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; - ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста гарантируется возможность получения социальных услуг на основе социальной справедливости, независимо от места нахождения, национальности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений и иных обстоятельств.
Глава 3.Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения 6
Глава 4.Нормативно-правовая база. 10
Глава 5.Социальные проблемы развития пенсионной системы России 14
Глава 6.Реформа пенсионной системы 17
§ 1.Становление системы пенсионного обеспечения в России. 17
§ 2.Предпосылки пенсионной реформы 20
§ 4.Пути проведения пенсионной реформы 32
§ 5.Мировой опыт реформирования пенсионных систем 34
§ 6.Проведение пенсионной реформы 36
§ 7.Прогноз развития пенсионной системы 38
Заключение. 40
Список используемой литературы. 41
Введение.
В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.
Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.
Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.
Целью моей работы является анализ социальной политики в отношении пенсионеров, выделение основных проблем и перспектив развития.
Основные демографические показатели России Index Population total, mln. 142. 2 Life expectancy (years) Male Female Proportion of population aged 60+ (%) 59. 4 71. 2 20. 4 Pension age (years) Female Male 55 (50) 60 (55)
Основные понятия: l l l Социальная политика- совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям (Е. И. Холостова, 2009) Объект геронтосоциальной политикипожилое население (55 лет и старше) Субъект- государство (государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, негосударственные объединения, профессиональные работники, добровольцы. .)
Международные документы: l l l Всеобщая декларация прав человека, 1948 Европейская социальная хартия, 1961 (1996) Венский План действий по проблемам старения, 1982 (62 рекомендации в 7 приоритетных областях) Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь людей пожилого возраста» , 1991 (18 принципов в 5 группах- независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство) Мадридский План действий по проблемам старения, 2002
Российские документы: l l l Нормы, закрепляющие права всех граждан, независимо от возраста, но особенно значимые для пожилых людей (Конституция РФ, Семейный Кодекс, «Об основах социального обслуживания населения в РФ» Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, НКО и семьи (Пенсионное законодательство, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и др.) Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей: ветераны, Герои СССР, репрессированные и т. д. ФЦП «Старшее поколение» с 1997 г. Концепция социальной политики в отношении лиц пожилого возраста в РФ до 2015 г.
Факторы, которые должны быть учтены при формировании геронтосоц. политики l l У более, чем 90% российских пенсионеров сохраняется установка на то, что государство должно обеспечивать каждому доход, работу и т. д. В массовом сознании господствует парадигма «доживания» . Около 60% пенсионеров оценивают свое качество жизни как плохое. 68% отвергают прошедшие в стране перемены Социальное и гендерное неравенство сопровождают пожилых людей до глубокой старости. Выход на пенсию однозначно показывает утрату социального статуса, т. е нисходящую социальную мобильность. Ценностные ориентации пожилых людей в последнее время стали изменяться в сторону стремления к самостоятельности и самореализации.
Проблемы реализации геронтосоциальной политики: l l l l l Низкий уровень правовой грамотности граждан старшего поколения. Ограниченность личных средств Отсутствие необходимых социальных притязаний Невозможность использования в современных условиях предыдущего социального опыта и навыков Низкий удельный вес геронтосоциальных, добровольческих, социально-правовых программ Отсутствие социальных институтов и механизмов, позволяющих в пенсионном возрасте иметь дополнительных доход Реализация гос. политики, рассматривающее старшее поколение лишь в качестве объекта соц. работы Слабость геронтологического сегмента третьего сектора России Неразвитость партнерства государственных институтов и гражданского общества, представленного геронтологическими НКО, способных эффективно права и интересы данной соц. группы
Пути решения проблем пожилых граждан посредством социальной политики: l l l повышать уровень знаний пожилых людей в области экономики, политики, права; создать механизмы оперативного регулирования на проблемы пожилых людей; повышать уровень активности и мобильности старшего поколения; организовать специальные программы правового просвещения пожилых граждан; развивать систему геронтологических НКО, так как они являются источником социальных инноваций в области защиты прав пожилых граждан.
1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека и с точки зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов, делающий недопустимыми меры, которые искусственно консервируют отжившие или отживающие геронтологические стереотипы. Это особенно важно, так как до сих пор в общественном сознании укоренено архаичное представление о старости, изложенное Софоклом еще в V веке до нашей эры, когда он писал о загадке Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Греческий миф гласит о том, что лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек, который ползает на четвереньках в детстве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и, наконец, опирается на палку в старости». Символический образ старого человека, опирающегося на палку, больного и беспомощного, жизнь которого всегда на ущербе, до сих пор представляется весьма распространенным. Среди стереотипов старости наиболее распространенными являются следующие:
1. Старость есть болезнь, диссолюция жизненно важных физиологических систем организма, галопирующее, нарастание физической и духовной немощности.
2. Старость - падение уровня жизни, обвал, крушение, зависимость.
3. Старые люди рассматриваются исключительно как объекты социальной помощи и поддержки.
4. Старость ассоциируется с образом человека, имеющего такие визуальные характеристики, как: стоматологические дефекты, морщинистую кожу, седые волосы. И это несмотря на разрушение стереотипа «средних лет», активно осуществляющуюся модернизацию старения, применение техник маскировки старости от косметологических и пластико-хирургических средств и систем физического совершенствования до полного игнорирования границ возможностей данного возраста: все представляется всегда возможным, стоит только начать. Последнее является свидетельством того, что распространение получила дисморфофобия - страх необратимой трансформации, изменения изначально присущих человеку морфологических особенностей.
5. Еще один стереотип, отражающий местный российский колорит, - старость соотносится с агрессивным типом поведения в общественном транспорте.
Консервации указанных стереотипов способствуют во многом масс-медиа. На российском телевидении геронтологический образ чаще всего встречается в рекламных роликах, представляющих лекарственные препараты и средства для домашнего хозяйства. Конструируется образ пожилого человека как нездорового и как бесплатного работника по дому. Современные исследования в области биологии, психологии старения дают все основания для смены дискурса старости. От финалистских (негативно оценивающих) интерпретаций старости к признанию ее равноценной другим этапам жизненного пути, обладающей своими достоинствами и преимуществами.
2. Принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость геронтологической политики с социальным, а тем более государственным патернализмом.
В современных условиях возрастает личностно-ответственное формирование собственной жизни.
Результаты исследований польских геронтологов позволили уточнить содержание понятия «опека» с позиции пожилых людей: старики не столько хотели быть объектами заботы, сколько стремились сами заботиться о других. Совершенно естественно, что в пожилом возрасте человек стремится сохранить свое достоинство и свободу выбора. Быть же только реципиентом, ничего не давая взамен, означает определенную потерю статуса в обществе. Сотрудники социальных служб нередко в своем практическом взаимодействии с пожилыми людьми постулируют в качестве исходных позиций именно зависимые отношения, опекающие/контролирующие стратегии в отношении пожилых людей. На социетальном уровне это выражается в патерналистских принципах, лежащих в основе функционирования государственных институтов. В контексте патерналистских принципов конструируется определенная модель поведения пожилых людей, предполагающая набор типовых реакций: беспомощность, безынициативность, безропотность. Специалисты ожидают от пожилых людей согласия со всеми их действиями, благодарности за любую помощь. В случае, когда пожилой человек не соответствует представлениям о себе как об «объекте, пригодном для использования» (И. Гофман), а занимает равноправную и активную позицию, требует дополнительной информации, разъяснений, он воспринимается как «трудный».
Помощь, имеющая векторное геронтологическое направление, предполагающая контроль, регламентацию временного пространства жизни, вызывает у пожилого человека дискомфортное психологическое состояние зависимости. Показательны в этом отношения результаты исследований процессов адаптации пожилых людей в специальных домах-интернатах. Дома для престарелых создаются с благой целью - для поддержания независимости пожилых людей, для обеспечения их необходимым уходом и заботой. Однако на деле постоянный надзор и жизнь по установленному распорядку, условия которой игнорируют индивидуальность личности, воспринимаются пожилыми людьми как физическое заключение, способствуют отделению от общества его пожилой части. Исследования фиксируют такую организацию образа жизни в данном учреждении, которая ограничивает возможности проявления жизненной позиции пожилого человека: изоляция проживающих от общества, социальная депривация, ограничение возможности занятости пожилых людей, гиперопека и зависимость от окружающих, дефицит социальных контактов и отсутствие достаточного спектра социальных ролей 1 . Создается так называемый госпитализм, явление, характерное для «закрытых» учреждений, который способствует пролонгированию реакций дезадаптации. Указанные условия с дефицитом социальных контактов, общения являются катализаторами угасания личности: в эмоциональной сфере это проявляется в форме нарастания подозрительности и паранойяльной настроенности, в когнитивной - в виде смещения хронотипа переживаний в прошлое и тревожно - ожидательной направленности пожилых в будущее (болезнь, ущемление прав, смерть).
Оказание помощи носит реципрокный (взаимный, обоюдный) характер. В повседневной жизни пожилые люди оказывают разнообразную помощь детям. На уровне концептуализации и практической реализации социальной политики такое понимание в значительной степени расширяет проблемное поле социальной помощи в направлении активизации личностного потенциала пожилого человека, создания механизма реализации потребности в заботе о ком-либо (о чем-либо). Речь идет о том, чтобы не ограничиваться в отношении пожилых людей только опекающими стратегиями, но шире использовать стимулирующие стратегии.
3. Принцип дифференцированности социальной политики предполагает создание максимально адекватных потребностям получателей помощи моделей социальной поддержки, которые учитывают конкретные условия, образ жизни, факторы внешнего окружения. Отказ от уравнительных практик оказания социальной помощи ведет к повышению эффективности оказываемых услуг.
4. Принцип геронтологической профилизации специалистов, работающих с пожилыми людьми, - медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга. Геронтологическая некомпетентность, к сожалению, достаточно распространенное явление. Практические работники нередко все негативные феномены, возникающие в жизни пожилого человека или связанные непосредственно с его здоровьем, объясняют старостью.
Стареющее общество в совершенно иных масштабах нуждается в геронтологическом образовании, в развитии различных отраслей современной геронтологии, прежде всего социальной геронтологии, позволяющей представить старость как «зону множественных возможностей», как ресурс для динамичного развития и отдельного человека, и общества в целом. Сейчас очевидна необходимость в расширении профессионального горизонта практических работников через углубление геронтологического образования, знакомство с новейшими достижениями геронтологической науки. Геронтологическая компетентность позволит устранить многие барьеры во взаимодействиях с пожилыми клиентами, что является непременным условием эффективной профессиональной деятельности.
5. Принцип расширения поведенческого выбора, предоставление целого реестра альтернативных возможностей. Речь идет и о вариативности пенсионного порога, о различных интеграционных практиках в противовес практикам исключения по возрасту в предпенсионный и пенсионный период.
Высокая продолжительность жизни способствует модификации политики установления пенсионного возраста в сторону большей вариативности. Последняя достигается различными путями: во-первых, за счет увеличения пенсионного порога, во-вторых, через установление более гибкой системы выхода на пенсию. Современные пенсионеры, имея хорошее физическое состояние, стремятся продолжить свою профессиональную деятельность или включаются в сферу более или менее регулярных, больших или меньших приработков. Наряду с желанием иметь дополнительный источник доходов с целью либо удержать благосостояние семьи на привычном уровне, либо его повысить, пожилые люди отмечают значимость продолжения трудовой деятельности для поддержания социального статуса, сохранения социальных связей, налаживания новых знакомств, более полной реализации своих способностей.
Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:
1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;
8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;
11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.