Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в средней группе «Разбудим весну»
Цель: Способствовать формированию элементарных математических представлений и представлений об окружающем мире средствами игр В.Воскобовича.
Задачи
Познавательные:
-способствовать закреплению понятий: высокий, низкий, средний, упражнять детей в счёте до пяти, способствовать формированию умения ориентироваться в пространстве;
-способствовать формированию представлений о весне;
Воспитательные:
-способствовать воспитанию у детей коммуникативных качеств, умения работать и играть в коллективе;
Развивающие:
-способствовать художественно-эстетическому развитию,развитию мелкой моторики, внимания, памяти.
Оборудование: кораблик «Плюх-плюх», фигурки персонажей: капитан Гусь, лягушки, развивающая среда «Фиолетовый лес», записи: «Шум моря», «Пение птиц», «Весна».
Ход занятия
Организационный момент
Фифа : Здравствуйте, ребята, меня зовут гусеница Фифа, я живу далеко-далеко в сказочном лесу. Давайте с вами познакомимся, в нашем лесу знакомятся так: протягивают друг другу свои ладошки и делятся своим теплом с новым другом. Протяните мне свои ладошки и скажите своё имя.
Дети по очереди протягивают ладошки, знакомятся с гусеницей.
Вводная часть
Фифа : Ребята, в нашем лесу случилась беда, пропала весна, помогите, пожалуйста, её найти. Поможете?
Дети отвечают.
Фифа : Тогда пора отправляться в путь, в сказочный лес. Пройдите за свои рабочие места.
Дети проходят за столы.
Я вам предлагаю отправиться в путешествие на кораблике «Плюх-Плюх». (показать кораблик)
«Плюх-Плюх кораблик детский,
Он очень интересный,
Дети все флажки считают
Их на мачты надевают.
А поведёт наш замечательный кораблик капитан
Гусь со своими матросами - лягушками.
(показать фигурки)
Гусь отважный капитан,
И объездил много стран,
Он кораблик свой ведёт
По морям вперёд, вперёд!
Лягушки - матросы команда его
Кораблик свой любят больше всего!
По мачтам матросы флажки разбирают
Детей с кораблём поиграть приглашают!
Ребята, когда мы к вам плыли, поднялся сильный ветер, он сдул все флажки с некоторых мачт кораблика, так что прежде чем отправиться в путь, нам придётся сначала всё починить. Вы готовы? Тогда приступаем к работе.
Основная часть
Фифа :
Посмотрите на кораблик, на нём есть мачты. Посчитайте, сколько мачт на кораблике?
Дети считают и отвечают.
Правильно, на кораблике пять мачт. Покажите самую высокую мачту, самую низкую. Найдите среднюю мачту на кораблике.
Дети показывают.
Фифа : А теперь нужно выполнить команды капитана. Надеть флажки оранжевого цвета на высокую мачту, флажки зелёного цвета на среднюю мачту, синий флажок на низкую мачту.
Дети выполняют задание.
Фифа : Давайте проверим, всё ли мы правильно сделали, все ли флажки на месте? Посчитаем мачты по порядку. Найдите вторую мачту, сколько на ней флажков? Правильно, на второй мачте два флажка. Покажите четвёртую мачту, сколько на ней флажков? Правильно, на четвёртой мачте четыре флажка. Все флажки на месте.
Наш корабль готов к отплытию, пора отправляться в путь. Возьмите свои кораблики и вперёд!
Дети берут кораблики, выходят из-за столов. Звучит шум моря.
На кораблике своём дети идут по кругу и ставят кораблики
Путешествовать начнём!
Ветер дует, подувает, дети поднимают и опускают руки
Наш кораблик подгоняет.
Он плывёт, плескается, дети качаются
На волнах качается!
Выше - ниже, выше - ниже, приседания
А земля всё ближе, ближе! дети смотрят вдаль, берут кораблики, ставят на столы.
Фифа : Вот мы и в сказочном лесу. Как здесь тихо и грустно… Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? А что вы знаете о весне?
Дети называют: светит солнце, цветут цветы, распускаются листочки, прилетают птицы.
Фифа: Правильно, а в нашем лесу весна уснула, нужно её разбудить.
Давайте сначала вернём солнышко в сказочный лес. Ребята, а какое солнышко? Какого оно цвета? На какую фигуру похоже солнышко? Маша, подойди, к столу, выбери среди фигур красный круг и размести его в лесу. Правильно Маша поставила солнышко?
Фифа : Что не хватает у нашего солнышка? Правильно, лучиков. Возьмите со стола волшебные верёвочки, подставьте к солнышку и они превратятся в лучики!
Дети отвечают на вопросы и выполняют задание.
Фифа : Вот какое красивое солнышко, оно нагрело землю и стали распускаться красивые цветы. Возьмите со стола по одному цветочку и подойдите к лесу. У кого красный цветок? Поставь его на середину полянки, жёлтый выше красного, белый ниже красного, другой жёлтый цветок справа от красного, фиолетовый слева от красного и т.д. (сколько детей, столько и цветков).
Дети выполняют задание.
Фифа : Молодцы! А теперь посмотрите, чего не хватает на нашем дереве?
Дети отвечают
Правильно, весной набухают почки и распускаются листочки. Возьмите со стола по два листочка и закрепите их на дереве. (маленькие листочки на верхних ветках, большие на нижних).
Дети выполняют задание.
Фифа : Вот как красиво стало, но чего-то не хватает, послушайте, как в лесу тихо… Здесь совсем нет зверей и птиц, давайте с вами вернём их в сказочный лес. Вспомните, каких перелётных птиц вы знаете?
Дети называют: ласточки, грачи, скворцы и др.
Фифа : Молодцы, ребята, а какие животные весной просыпаются?
Дети называют: медведи, ежи, змеи, ящерицы.
Молодцы, а теперь подойдите к столу, давайте вернём всех в лес всех его обитателей.
Дети подходят к лесу, закрепляют птиц и зверей, звучит пение птиц.
Фифа : Послушайте, ребята, как красиво поют птицы!
(включить музыку «Пение птиц»)
Звучит пение птиц, проводится фонопедическое упражнение «Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнышко,
С пригорка побежал ручеёк.
Выбрались из под коры жучки (ж-ж-ж) и букашки(з-з-з)
Расправили крылышки и полетели кто куда.
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)
И вылез ёжик.
Вот и пришла весна!
Появляется весна
Фифа : Ребята, посмотрите, весна проснулась!
Весна : Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы меня разбудили!
Фифа: Ребята, давайте вспомним, как мы с вами будили весну.
Дети рассказывают.
Весна:
Я Весна - красна
Пробудилась ото сна.
В лес я сказочный пришла,
С собой танец принесла!
Звучит музыка, дети танцуют с весной
Заключительная часть
Фифа : Вот вы и вернули весну в наш лес, спасибо большое. За это я вас награждаю медалями «Почётный гость сказочного леса».
А теперь вам пора назад, в детский сад возвращаться. А так как у нас лес волшебный, то нужно произнести заклинание, закрыть глаза и вы окажитесь в том месте, где захотите! Давайте произнесём волшебные слова:
Завертелись, закружились,
Снова в группе очутились!
Дети повторяют за Фифой заклинание.
Фифа : Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, а теперь пора прощаться, всем спасибо и до новых встреч!
Название: Конспект комплексного занятия в средней группе «Разбудим весну»
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ № 19 «Березка» ЯМP
Месторасположение: посёлок Козьмодемьянск, Ярославский район, Ярославская область
Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.
Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ
Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.
Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.
Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников
Общие черты и основные отличия
Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:
- построение вокруг определённой тематики;
- наличие межпредметных связей;
- разнонаправленность действий;
- сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).
Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.
Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.
Цели и задачи
Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.
Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:
- образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
- развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
- воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.
Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей
Приёмы
Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:
- Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
- комментирование действий,
- игровые методы.
- Активизация:
- беседа,
- отгадывание загадок или ребусов,
- постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
- анализ деятельности и выводы.
- Организация практической деятельности детей:
- показ картинок,
- прослушивание аудиозаписей,
- самостоятельное выполнение заданий детьми.
- Поддержание интереса:
- предложение выбора,
- физкультминутка,
- музыкальное сопровождение,
- чередование видов деятельности.
- Приёмы оценки:
- похвала,
- совместное обсуждение результатов занятия,
- взаимопомощь детей.
На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность
Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе
Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:
- Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
- Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
- Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.
Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.
Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.
Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме
В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.
Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам
Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:
- В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
- Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
- На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
- Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.
На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности
Временной план и структура занятия
Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.
Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:
- Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
- Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
- Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
- Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
- Подведение итогов (3–5 минут).
Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу
Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:
- Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
- Чтение сказки про время года (5–7 минут).
- Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
- Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).
Конспект занятия
В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:
- цели занятия;
- задачи;
- необходимые материалы;
- ход занятия.
Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:
- Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
- Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
- Заключительная - подводится итог деятельности.
Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:
- организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
- заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
- сообщение цели занятия.
Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.
Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.
Итоговая часть (3–5 минут) включает:
- обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
- оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
- создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
- переход к другой деятельности.
Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе
Название | «Путешествие в волшебный мир эмоций» |
Цель | Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать. |
Задачи |
|
Необходимые материалы |
|
Ход занятия | Воспитатель здоровается с ребятами:
В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Гном и дети ложатся на коврик.
Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
|
Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций
Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие
Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие
Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.
Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).
Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия
Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.
Видеоматериалы по теме
Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.
Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе
Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе
Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе
Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.
Юлия Коркина
Конспект комплексного занятия
«Путешествие в страну эмоций »
Цель : Познакомить детей с различными проявлениями эмоций ;
Задачи : Образовательная :Область познания «Коммуникативная» :закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация) .Расширять словарь детей эмоциональной лексикой .
Воспитательная : Продолжать создавать условия для формирования интегративного качества «Эмоционально отзывчивый » :учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный,веселый, радостный, грустный, спокойный) ;побуждать эмоционально откликаться на переживания персонажей. Воспитание навыков позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.
Развивающая : Область познания «Социализация» :развивать умение использовать для воплощения образа выразительные средства (интонация, мимика, жест) ; побуждать использовать в играх образные игрушки. Снятие эмоционального напряжения и мышечного напряжения. Развивать воображение.
Оборудование : Аудиозапись-релаксация, заготовки цветов, презентация, ковер-самолет, луна, звезды, птицы, цветочная поляна.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну эмоций . Но отправимся мы с вами не одни, посмотрите у нас гости и они отправятся вместе с нами, давайте поздороваемся с нашими гостями!
Воспитатель : Ребята выходите ко мне давайте сделаем с вами круг!
Вышли дети все в кружок
Встали дети все в кружок
Дети все красивые
Вот такие сильные
Выросли совсем большие,
Стали добрые такие.
Птичка в гости прилетела
И к Насти села,
Будем Настю мы хвалить,
Будем хоровод водить.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Настенька хорошая, Настенька пригожая,
Ну-ка, Настя, улыбнись!
Ну-ка, Настя поклонись!
Встали дети все в кружок,
Дети все красивые,
Вот такие сильные!
Выросли совсем большие!
Стали добрые такие!
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим,
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие, Все у нас пригожие!
Воспитатель : Ребята вы готовы к путешествию ? На чем туда можно добраться? Не забывайте что страна волшебная ! Я предлагаю вам отправиться на ковре-самолете! Согласны? Занимайте места, и в путь! Почему же ковер не взлетает? Мы забыли сказать волшебные слова!
Энике- беники,коврик лети
В страну волшебную нас отнеси,
Воспитатель : Ребята держитесь крепче! Посмотрите вокруг что вы видите? Например, я вижу птиц!
Дети : (луну, звезды, облака)
Воспитатель : Наш ковер-самолет пошел на посадку. Скорее говорим волшебные слова!
Эники- беники коврик спустись
В стране волшебной мы появись!
Воспитатель : Итак мы с вами приземлились в стране эмоций , и очутились на полянке «Смешинка» Ребята на этой полянке все улыбаются, веселятся, и смеются!Здесь живет вот такой веселый зайчик! Зайчик предлагает нам с ним поиграть! Давай те поиграем с веселым зайчиком!
Физминутка!
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы, серые клубочки (Руки возле груди)
Прыг-скок, прыг-скок (Прыжки вперед назад)
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку
Раз! Шагают все на месте
Два! Руками машут вместе!
Три! Присели, дружно встали
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись
Шесть! Все встали снова в ряд
Зашагали как отряд!
Воспитатель : А теперь поиграем с вами в кругу, выходите все в кружок. Игра называется «Ласковое солнышко» Ребята покажите мне свои ладошки, руки в стороны, соедините ваши ладошки друг с другом. Поднимите головы вверх, Закройте глаза и представьте, что солнышко ласкает ваше лицо своими лучиками! Чувствуете тепло от ладошек друг друга? Вам приятно так стоять?
Если мы вместе скажем волшебные слова, то вы почувствуете прикосновение лучиков на ваших лицах!
«Поднимись,поднимись, над нами окажись!
Воспитатель : Откройте глаза, опустите свои руки. Вот волшебное солнышко и поласкало вас своими лучиками! Какие эмоции вы сейчас испытываете?
Дети : (Весело, смешно, приятно)
Воспитатель : Мне тоже стало очень весело, и мне захотелось посмеяться! (включ. Аудиозапись с детским смехом)
Как здорово, когда у всеет такое веселое настроение.
Ой кажется не у всех такое настроение? Посмотрите кто это?
Ребята кто это? Какой еж? (сердитый, злой)
Жил да был сердитый еж
Всех пугал иголками
Он не с кем не дружил и сидел под елкою
Так он злился фыр - фыр- фыр
И сердился фыр – фыр - фыр
Он ворчал ш-ш-ш-
И кричал ш – ш - ш
Как ужасно р-р-р
Успокойся милый еж так друзей ты не найдешь!
Крепче кулачки сжимай, злость скорее прогоняй
Если очень рассердился на кого-то разозлился,
Ручки сжать, глаза закрыть
И тихонько говорить
Я спокоен, не кричу, и ногами не стучу.
И не буду я сердиться злость совсем не пригодится
(Разжать кулачки подуть на ладошки)
Дружно до пяти считаем, и спокойно отдыхаем
1,2,3,4,5, нужно тихо полежать (включается музыка)
Мы спокойно отдыхали и немножко полежали
Но пора уже вставать, крепко кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать
Дети : грустный, печальный!
Мишка грустный сидит на поляне-
Мишка устал мишке хочется к маме!
Дети : Мишка, мишка не грусти -
Лучше с нами пошали
Нас тут много, ты один,
И грустить тебе мы не дадим!
Воспитатель : Ребята, как же нам развеселить мишку?
Дети : Нужно мишки дать сладкого меда!
Воспитатель : Посмотрите ребята наш мишка улыбается!
Воспитатель : Давайте ему поможем. Сделаем для нашего цветочка друзей? Проходите за столы (клеим улыбки на заготовленные цветы)
Воспитатель : Смотрите кто это, ребята (спокойный кот)
Дети : Наш кот сегодня рано встал и сладко потянулся
В спокойном настроении наверно он проснулся :
Ему спокойно на душе, легко ему шагается,
Ему конечно хорошо хоть он не улыбается.
Нам рядом с котиком быть приятно
Мы любим с ним поговорить
Нам так не хочется обратно из этой сказки уходить!
Воспитатель : Но, увы, ребята нам пора возвращаться. Занимайте места на на нашем ковре-самолете. Попрощаемся с жителями страны эмоций , помашем им рукокой! Скажем волшебные слова
Энике- беники ковер поднимись
Энике-беники в группу вернись !
Рефлексия : Ну а пока мы с вами летим, давайте вспомним эмоции , которые мы испытали во время нашего путешествия . (печаль,грусть, веселье, злость, спокойствие) А покажите мне печаль! Злость! Веселье! Жалко возвращаться из такой замечательной страны . Вспомните кому мы сегодня помогли! (зайчику, мишки, цветочку,ежику) Ну вот мы с вами вернулись из нашего путешествия ! Понравилось вам путешествовать ? А сейчас ребята мы отправляемся с вами в группу поставим наши цветы на видное место, чтобы у нас в группе было всегда вело , чтобы вы ребята, и вы уважаемые гости всегда только улыбались и радовались!
Программные задачи
Поупражнять детей в счете в пределах 10. Проверить знание цифр первого десятка. Развивать представление о геометрических телах (шар, куб, цилиндр, конус). Закреплять умение детей рисовать не традиционными способами (ватные палочки, оттиск пробкой). Учить самостоятельно, создавать узор.
Активизировать умственную деятельность детей, развивать логическое мышление, сообразительность. Учить воспитывать совместное обсуждение, искать и находить ответ. Вырабатывать умение быстро включаться в активный подготовительный процесс. Развивать аналитическое восприятие, устойчивое внимания, память, речь. Учить творчески, инициативно подходить к решению задачи. Развивать эстетическое восприятие, воображение. Создавать сюрпризность и новизну обстановки.
Материалы
- Волшебная палочка.
- Лист ватмана и маркеры.
- 2 колеса из цветной бумаги для машины.
- Руль для шофера.
- Поляна с цветами, на лепестках цветов – загадки.
- 3 обруча и геометрические тела (Куб, шар, конус, пирамида, цилиндр).
- Аудиозаписи: а) детская песенка: “Мы едем, едем, едем…”; б) “Русские народные мелодии”.
- Ширма, кукла. (Иван-царевич)
- Плоскостное изображение “Жар-птицы”.
- Образцы перьев с элементами узоров (3 штуки).
- Гуашь трех цветов (оранжевый, красный, малиновый).
- Ватные палочки. Пробки, кисть “Белка” № 2.
- Салфетки для рисования.
- Баночки с водой.
- Подставки для кисти.
- Розетки с поролоновым вкладышем, пропитанные гуашью.
- Листы бумаги желтого цвета в виде перьев птицы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу накануне пришло приглашение от Ивана-царевича.
Воспитатель: Дети, мы получили приглашение от Ивана-царевича. Давайте мы отправимся к нему.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Здесь какая-то странная карта. На ней изображены только точки, если мы сможем соединить точки линиями по порядку, тогда мы что-нибудь поймем.
(Дети соединяют точки, получается изображение машины)
Рисунок 1
Воспитатель: Мы отправимся в путь на машине! Давайте выберем шофера с помощью считалочки:
(Дети считают, выбирают шофера)
Воспитатель: Поехали!
(Звучит музыка “Мы едем, едем, едем”…)
Воспитатель: Дети, куда же мы попали? Кто нам скажет?
(Дети находят загадки на лепестках)
На красном цветке:
- Слон большой, а мышка …
- Подушка мягкая, а стол …
- Дерево высокое. А трава …
- Река широкая, а ручей …
- Лед холодный, а огонь …
- Пол внизу, а потолок …
На желтом цветке:
- Назови сладкое слово.
- Быстрое.
- Слово с окошком.
- Пушистое.
- Кислое.
- Лесное.
Хозяин лужайки: Молодцы! Теперь попробуйте отгадать мои загадки. Какое слово я задумал?
- Белый кружится, на землю ложится…
- Бурый, косолапый, неуклюжий…
- Маленькая, серенькая, пугливая в норке живет…
- Сладкая, вкусная в фантике…
Воспитатель: Теперь, наши дети попробуют загадать тебе загадку, а ты попробуй отгадать.
(Дети сами придумывают и загадывают загадки, хозяин лужайки их должен отгадать)
Хозяин лужайки: Хорошо справились с заданием, можете отправляться дальше!
Воспитатель: Дети, наверное, мы опять ни туда попали, Ивана-царевича, здесь нет.
Описание игры: Каждое геометрическое тело должно попасть в обруч соответствующего цвета, где обручи пересекаются могут находиться тела двух цветов.
Игра: “Найди место геометрическому телу”
Рисунок 2
Хозяин поляны: Молодцы, дети! Справились с моими заданиями. Теперь вы можете отправляться к Ивану-царевичу! Счастливого пути.
Воспитатель: Вот мы и добрались до Ивана-царевича!
(Показ куклы из-за ширмы, печальная)
Воспитатель: Дети, да вот же он. Какой-то он не веселый. Давайте спросим у него, что случилось.
Что, Иванушка не весел,
Что, головушку повесил?
Иван-царевич:
Перестал, я есть и спать.
Птицу-жар бы мне достать.
Перо, та птица потеряла,
Когда в саду у нас летала.
Перо, я это подобрал,
С тех пор покой я потерял.
Всю обувь я уж износил,
Но птицу-Жар не находил.
Воспитатель:
Не горюй, Иванушка, то беда – не беда!
Ты, дружок, попал в детсад и в гостях ты у ребят.
Ванечка, тебе поможем, горевать тебе негоже.
Воспитатель: Мы с ребятами в сказочном царстве-государстве видели эту птицу, да вот же она! Посмотри Иванушка, не ее ли ты ищешь?
(Воспитатель показывает птицу, у которой отсутствуют перья на хвосте)
Иван-царевич: Нет, не моя эта птица. У моей яркий, красивый хвост был.
Воспитатель: И это беда не беда. Наши дети тебе помогут.
Ребята, посмотрите перед вами на столе по одному перышку, мы их украсим различными узорами, а потом из всех перышек соберем красивый, яркий хвост для Жар-птицы.
(Пройдите на свои места, сядьте)
У вас на столах лежат: пробки, кисти и ватные палочки. Вы уже знаете и умеете ими замечательно рисовать. Подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы сначала, а какой потом, и какой цвет вы захотите оставить на перьях. Если вы возьмете пробки, то у вас может получиться вот такой узор. Потом вы возьмете, ватную палочку и ваш узор изменится. Затем вы возьмите кисть и дорисуйте свой узор. У меня получилось вот такое перышко.
Рисунок 3
(Дети рисуют, звучит музыка, воспитатель корректирует действия детей)
Воспитатель: А какие перышки получились у вас? Давайте, мы их рассмотрим! Теперь вашими нарядными перышками мы украсим хвост Жар-птице.
(По мере того, как дети заканчивают свою работу, каждый ребенок подходит и прикладывает перо к хвосту, воспитатель положительно оценивает работу каждого ребенка)
Воспитатель: Иванушка, посмотри, что у наших детей получилось! Тебе нравится Жар-птица?
Иван-царевич:
Вот спасибо удружили,
Какую птицу мне добыли.
Будет жить она не в клетке,
А в саду сидеть на ветке.
Будет песни распевать,
Сад волшебный украшать.
Воспитатель: Вот и хорошо, Иван-царевич, мы тебе помогли. Нам пришло время возвращаться в детский сад. До свиданья, Иван-царевич!
Программные задачи .
Закреплять знания о свойствах и материалов (ткань, бумага, дерево).
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, слова-синонимы. Развивать конструктивные способности детей.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение испытывать различную гамму чувств.
Ход занятия.
Игра «Нравится - не нравится»
Рассматривание картинок с изображением сказочных героев.
Ребята, посмотрите на свои картинки и скажите, кто из героев нравится (не нравится) и почему?
Какой он? (описание) - Что сделал? -В какой сказке?
Ребята, откуда пришли к нам эти герои? (из сказок)
Как мы их назовем? (сказочные герои)
А вы любите сказки? Почему?
Я тоже очень люблю сказки.
Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
В них таится волшебство,
Есть и горе и добро.
Сказка учит честным быть,
С детства дружбой дорожить.
Сказка в гости к нам идет,
Что же нам она несет?
Появление плачущего зайца.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.
Кто узнал, из какой сказки зайчик к нам пришел?
Что с ним случилось?
Почему лиса выгнала зайчика?
Ребята, зайчик пришел к нам просить помощи
Поможем ему? (да)
Как же мы будем помогать ему? (мы пойдем и выгоним лису)
Ребята посмотрите, зайчик не доволен вашим ответом. Давайте подумаем, как можно помочь зайчику? (построить новый дом)
Заяц - Правильно ребята, я не хочу выгонять лису из домика. Ведь ей негде жить, у нее ледяной домик, а он растаял.
Воспитатель: - Он не хочет выгонять лису. Зайчик молодец, он добрый. А мы с вами поможем. Зайчик под большим секретом мне сказал, что он давно хотел о троить новый дом, но не знает какой. Он просит нас посоветовать какой надо строить дом.
Игра «Наоборот»
Домик может быть:
тёмным - светлым;
холодным - теплым;
маленьким - большим;
хрупким - прочным.
Мы сможем зайке построить домик, но прежде сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика .
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Вот и вышел лес у нас,
Выпустим зверей сейчас.
Этот пальчик - белочка,
рыженькая девочка.
Этот пальчик - зайчик,
3айчик - попрыгайчик.
Этот вот - лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот-мишенька -медведь,
Любит громко он реветь.
Этот серенький волчок,
получился кулачок.
Разожмём кулак скорей,
Всех выпустим зверей.
Работа детей по подгруппам.
Ребята, посмотрите, у вас на столах лежит материал, из которого вы будите строить домик зайчику.
В ходе выполнения работы звучит спокойная музыка и воспитатель даёт индивидуальные задания для каждого ребенка. По окончании работы заяц предлагает ребятам немножко поиграть.
Ребята, вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.
Физкультурная пауза «Зайка - попрыгайка».
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
У зайки ушки - вот такие,
У зайки лапки - вот такие,
У зайки хвостик - вот такой,
прыгает зайка - вот так, вот так.
: - Ой какой красивый дом! -Из чего он сделан? (из бумаги) Какой он (бумажный)
Ребята, а он хороший? - Чем же он хорош?(он большой, светлый, легкий, его.. о перенести в другое место, на нем можно рисовать.)
Заяц: Дом бумажный так хорош,
Но зимой не проживешь.
Воспитатель: - Ребята, чего опасается зайчик? - Что может произойти с домиком? (может порваться, смяться, намокнуть, улететь, в нем холодно зимой)
А мне он все равно нравится, я буду в нем жить когда наступит лето.
А ваш из чего? (из ткани) -А как он называется? (тканевый) А чем хорош ваш дом? (в нем не жарка, он высокий, легкий, его можно сложить, он не мнется.)
Заяц: Дом из ткани может быть,
Но как в нем осенью прожить?
Воспитатель: - А чего здесь опасается зайчик? -Что с таким домом может быть? (холодный, может намокнуть, улететь от сильного ветра.)
Заяц: - Я придумал, в него я буду приглашать летом своих друзей.
Подходит к другому домику.
А из чего сделан ваш дом? (из дерева) - Как он называется? (деревянный) Чем же хорош ваш дом? (теплый, не мокнет, прочный, что бы был светлый:мы сделали окна.)
Мне нравиться этот дом, я буду в нем жить круглый год. Мне понравились все но я хочу необыкновенный. Такой, которого еще ни у кого не было.
Воспитатель: - Ребята, я знаю, какой мы сейчас построим зайке дом - воздушный. Под музыку дети по показу воспитателя строят воздушный дом.
Строим домик,
Строим крышу
Из трубы идет дымок,
Значит там в печи пирог.
В нем окошечки резные,
На них ставни расписные.
На окошке том цветы небывалой красоты.
Забор строим из досок,
Он не низок, не высок.
Чтоб заборчик был прекрасен, мы его сейчас покрасим.
А теперь мои ребятки,
Дружно взяли все лопатки.
Землю мы сейчас вскопаем и цветочков насажаем.
что бы было здесь красиво,
3агляденье, просто диво.
Вот и выросли цветы,
Небывалой красоты.
Будет заинька в нем жить,
Этим домом дорожить.
Заяц: Что за чудо, просто диво,
Дом воздушный у меня.
Побегу я в лес скорей,
Позову своих друзей,
Все дома им покажу
И о вас я расскажу.
Потрудились вы на славу,
И утешили меня.
А за это вам спасибо.
Воспитатель: Вот. ребята, мы с вами сделали чудо, зайка плакать перестал. Побежал в лес весёлый, радостный. Молодцы.