Ольга Белоцерковская
Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.
Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).
Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.
Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.
Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет
«МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»
Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.
Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.
Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).
Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.
Разучите с малышами это стихотворение.
Программное содержание:
Образовательная задача:
Даем понятие о частях тела;
Учим детей выполнять элементы психогимнастики;
Развивающая задача:
Развиваем мышление;
Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);
Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;
Воспитательная задача:
Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.
Словарная работа:
Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);
Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.
Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:
Раз, два, три, четыре, пять –
Тело будем изучать.
(Шагать на месте. )
Вот спина, а вот животик,
(Показать обеими руками свою спину, затем живот.)
(Потопать ногами.)
(Протянуть вперед руки и вращать кистями.)
(Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)
(Указательным пальцем правой руки показать на рот.)
(Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,
(Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)
(Положить руки на голову.)
Показать успел едва.
(Покачать головой из стороны в сторону.)
Шея крутит головой -
(Обхватить шею ладонями.)
Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!
Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.
Попросите малышей показать еще:
(Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)
(Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)
Вот реснички
(Указательными пальцами показать ресницы)
Запорхали словно птички.
(Поморгать глазами.)
Розовые щечки,
(Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)
Подбородок кочкой.
Волосы густые,
(Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)
Как травы луговые.
А теперь взгляну пониже,
Назову я, что увижу:
(Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)
(Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)
(Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)
У меня, Сережи, Лены.
(Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)
Затем попросите детей сесть за стол.
2. Мишка-топтыжка.
Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.
Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.
Скажите за медвежонка:
Я Мишка-топтыжка.
Весело пляшу, лапками машу.
Глазками моргаю,
Ротик открываю. ]
3. Мишкины вопросы.
От имени Мишки задайте детям вопросы.
Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)
А для чего уши? (Чтобы слушать.)
Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)
А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)
Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)
А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)
Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.
Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».
Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».
4. Будь внимательным.
Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.
Педагог
У кого есть ногти?
Дети
Движения, выполняемые педагогом и детьми
(Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)
Педагог
У кого есть когти?
Дети
У медведя.
(Показать на Мишку.)
Педагог
У кого есть лапы?
Дети
У медведя.
(Показать на Мишку.)
Педагог
У кого есть ноги?
Дети
(Потопать ногами.)
Педагог
У кого есть хвост?
Дети
У медведя.
(Показать на Мишку.)
Педагог
У кого есть руки?
Дети
(Протянуть вперед руки.)
5. Уронили Мишку на пол.
Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».
Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.
Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».
Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».
Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».
6. Снова Мишенька веселый.
Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Стенка, стенка, потолок»
Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.
Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.
Стенка,
(Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)
Стенка,
(Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)
Потолок,
(Указательным пальцем дотронуться до лба.)
Два окошка,
(Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)
Дверь,
(Указательным пальцем показать на рот.)
Звонок: «Дзи-и-и-инь!»
(Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)
Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.
Игра «Пять братцев»
Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.
Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.
Утро настало,
(Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)
Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
(Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)
Разбуди соседей!
(Показать ладонь левой руки.)
- Вставай, Большак!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)
- Вставай, Указка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)
- Вставай, Середка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)
- Вставай, Сиротка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)
- И Крошка-Митрошка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)
- Привет, Ладошка!
(Вращать кисть левой руки.)
Все потянулись -
(Обе руки поднять вверх.)
Зашевелились,
(Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)
Мигом проснулись,
Развеселились.
Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.
Игра «Человечек»
Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.
Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»
Игра «Зеркальце»
Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.
Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Да все верно повтори.
Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.
Игра «Отгадай загадки»
Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.
Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, хлеб - всю пищу мою -
Я с радостью этим зверям отдаю.
(Губы и зубы)
Есть гора, а у горы
Две высокие норы.
В этих норах воздух бродит -
То заходит, то выходит.
(Нос)
Он нам кушать помогает,
Вкус прекрасно различает.
Без умолку каждый день
Говорить ему не лень.
(Язык)
Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»
Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек
Цели:
Учить детей понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до трех, а также умение сравнивать совокупности «один-много».
Формировать образное и пространственное мышление.
Познакомить детей с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании и чётком произнесение звуков.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов «на», «в», «под», «из».
Учить согласовывать числительные с существительными.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нужном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; точно наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание и мелкую моторику.
Оборудование:
Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Парные картинки с изображением домиков.
Построенные из конструктора одно-, двух- и трехэтажный домики.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска.
Лист бумаги с нарисованными двумя вертикальными линиями, пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Картинка с изображением трех домиков. Фигурки жирафов, бегемотов и змеек.
Аудиозаписи: «На двери замок», «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом» (Железновы).
Ход занятия:
Приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх с растопыренными пальчиками - имитация солнечных лучей)
Здравствуй, небо голубое!
(Руки рисуют «облака» на небе)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Родители слегка дуют на головки малышам)
Здравствуй, маленький дружок!
(Погладить по головке ребёнка)
Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!
(Педагог подает руку каждому ребёнку и здоровается)
Пальчиковая игра «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)
Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)
Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)
Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Приглашающий жест рукой)
Дидактическая игра «Домик на горе»
На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.
Аппликация «Окна»
Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна - квадраты. Приклейте их в нужном месте.
Парные картинки «Домики»
Вот картинки потерялись. Найдите точно такую же картинку.
Дети находят точно такую же картинку как у них. Картинки раскладываются на ковре, а их пары раздаются детям.
Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»
Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Посмотрите, какой из домиков самый высокий? А какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике? Сколько этажей в среднем домике?
Сейчас я накрою платочками все три домика, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий? Средний домик?
Игра с прищепками «Красивый забор»
Вот дощечки, а вот прищепки. Давайте сделаем из них красивый забор для наших домиков.
Динамическая пауза «На стройке»
Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете?
Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия (пеньки, «лужи» и т. п.)
Конструирование «Выложи домик»
На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша - туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно - приложите квадрат.
Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»
Как свистит чайник? С-с-с.
Как звенит будильник? З-з-з.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.
Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»
Наступил вечер, стало темно. Нужно включить свет и тогда загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и приставляйте к окошку.
Музыкальная пальчиковая игра «Есть в лесу из бревен дом»
Проводится пальчиковая игра под аудиозапись Железновых.
Лепка «Лестница»
Нужно починить старую лесенку, у которой сломались ступеньки. Здесь у нас приготовлен пластилин. Аккуратно раскатывайте тонкие колбаски и приделывайте их к нашей лесенке.
Вверх по лесенке шагаем
Все ступеньки посчитаем:
Очень весело считать!
Раз, два, три, четыре, пять -
Очень весело шагать!
Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»
Дети под музыку подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.
Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.
Дидактическая игра «Чей домик»
На картинке изображены три домика - высокий, пониже и низкий. Детям раздаются три фигурки - жираф, бегемот и змея.
Дети, подумайте, кто в коком домике живет? В каком домике живет жираф? В самом высоком домике. Почему вы так решили? А в каком домике живет бегемот? Бегемот живет в домике пониже. Почему? Какой домик подойдет для змеи? Для змеи подойдет домик самый низкий. Почему?
МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2»
КОНСПЕКТ
комплексного занятия во второй младшей группе
«Домашние животные»
Воспитатель:
Темиралиева Дэметкен
Мухтаровна
Локомотивный городской округ, 2011г.
Цели: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.
Задачи:
Учить детей четко произносить слова стихотворения, имитируя движения.
Учить употреблять в речи существительные обозначающие домашних животных и их детенышей.
Через игровые действия вызвать у детей радость общения.
Материал к занятию:
Фланелеграф и иллюстрации домашних животных и их детенышей.
Ободки игры – драматизации по сказке «Волк – семеро козлят».
Лист бумаги с контурным изображением ведёрка.
Заготовки кружочков из цветной бумаги основных цветов (красного, жёлтого, зелёного, синего) цветов. Большие и маленькие.
Клейстер, кисточки, клееночки, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей.
Заучивания наизусть стихотворений А.Барто «Козлёнок», «Лошадка».
Подвижная игра «Кот и мыши»
Дидактическая игра «На нашем дворе».
Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».
Аппликация «Ягоды и яблоки на блюдечке»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на подворье, посмотрите, кто у нас живёт во дворе? (Домашние животные: кошка, собака, лошадка, корова, козлёнок).
Воспитатель: Ребята, скажите, а почему их всех называют домашние животные? (предположения детей)
Воспитатель: Правильно, они живут у нас во дворе, рядом с домом, рядом с людьми и люди за ними ухаживают. А как люди ухаживают за животными? (Они их кормят сеном, поят водой).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что любит, есть лошадь? (Сено, овёс).
Воспитатель: А что любит кушать корова? (Сено, солому).
Воспитатель: А что корова даёт людям? (Молоко).
Воспитатель: Ребята, а вы любите молочко? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто любит молочко лакать? (Кошка и котята).
Воспитатель: Ребята, а вот дом и двор у нас охраняет собака, а кто знает, что любит, есть собачка? (Косточку, молоко).
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки о тех, кто живет на подворье, а вы должны хорошо подумать и сказать о ком я спрашиваю.
Голодна мычит, сыта жует
Малым деткам молочка даёт. (Корова)
Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается. (Собака)
Мохнатые лапки.
А в лапках цап – царапки. (Кошка)
Идёт, идёт бородкой трясет,
Травки просит, Ме-ме-ме!
Давайте по вкуснее мне! (Коза).
Воспитатель: Ребята, пока мы отгадывали загадки, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите мамы плачут, давайте им поможем.
На магнитной доске дети соединяют мам с детенышами и называют их.
Воспитатель: Ребятки, а давайте вспомним, как мычит корова? (Хоровые ответы: «Му-му!»)
Воспитатель: А как называют детеныша у коровы? (Телёнок.)
Воспитатель: А как мычит теленок? (Хоровые ответы: «Му-му!»)
И так последовательно: кошка с котенком, собака со щеночком, коза с козленком, лошадь с жеребенком.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами покатаемся на лошадке, вы хотите? (Ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение А.Барто «Лошадка» дети имитируют движения и проговаривают слова стихотворения.
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Дети скачут, как лошадки, прискоками до козы – игрушки, цокая язычками.
Воспитатель: Ой, ребята как вы думаете, где мы оказались? (предположения детей)
Воспитатель: А я думаю, что это избушка козы и семерых козлят. Давайте я буду коза – мама, а вы мои детки – козлята. И мы поиграем в сказку «Волк и семеро козлят. (Одеваем шапочки Козы и козлят)
Коза: Я пойду в лес травку щепать, и принесу вам молочка, а вы сидите тихо и никому двери не открывайте, по лесу бродит вол.
Коза: Давайте вместе споем песенку, которую вам я буду вам петь, что бы вы открыли мне дверь.
Дети вместе с воспитателем повторяют слова:
«Козлятушки, ребятушки:
Отворитесь, отопритесь!
Ваша мама пришла
Молока принесла!
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копыточкам,
Из копытечка во сырую землю.»
Коза: Волку, не отворяйте, спрячьтесь за стульчики.
Коза уходит, появляется волк и начинает петь.
Волк: Ой, ребятки – козлятки
Отворитесь, отопритесь!
Ваша мама пришла
Молока принесла!
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копыточкам,
Из копытечка во сырую землю.
Дети: Уходи, ты не наша мама. Мама не так поёт, у нее голосок тоненький.
Приходит Коза, дети ей рассказывают о том, что приходил волк, они дверь ему не открыли.
Коза: Молодцы, что послушали меня и не отворили волку дверь, я снова пойду в лес, а вы не забудьте мои слова двери волку не отпирайте.
Коза снова уходит, приходит Волк и начинает петь тонким голоском.
Дети отворяют двери, и волк уводит их в лес. Коза приходит домой видит, деток нет, она идет их в лес искать.
Коза: (причитает) Где ж мои козлятки? Где ж мои ребятки?
Дети: Ме- ме-ме, мы здесь у волка в лесу, закрытые в доме, волк нас похитил.
Волк и коза ведут переговоры, спор перепрыгнуть через овраг:
Волк: Ой, коза давай вначале будут прыгать твои козлята через овраг, кто перепрыгнет домой пойдет, а кто не сможет у меня останется.
Коза: Хорошо волк.
Дети поочередно перепрыгивают через «Овраг». Коза прыгнула и уронила своё ведро.
Воспитатель: Молодцы все от волка убежали, никто не остался, все хорошо через овраг прыгали. Ну, вот и пришла пора нам опять становиться воспитателем и детками. (снимаем шапочки)
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание что, мама – коза потеряла своё ведро, когда прыгала через овраг, в чем же она теперь будет деткам молочко носить, давайте ей поможем у меня есть новые ведерки, но они не такие красивые, как было ведерко у Козы, помогите мне их украсить.
Дети выполняют задание. На готовых листах бумаги, нарисованы ведерки, заготовки кружочков. Дети выполняют аппликативный рисунок из кружков.
Воспитатель: Ребята, какие красивые вы сделали узоры из кружочков на ведерках.
Воспитатель: Посмотрите, детки, ведерок, красивых, разных у нас очень много получилось и хватит для всех животных, кому корм принести, а кому водицы.
Воспитатель: Из этих двух ведерок лошадку с жеребенком накормим овсом (выставляем на доску ведерки и лошадку с жеребенком).
Воспитатель: В это ведерко корову подоим, а из этого теленка молочком напоим (выставляем ведерки и корову с теленком)
Воспитатель: Из этих козу с козленком водичкой угостим. (выставляем на доску ведерки и козу с козленком).
Воспитатель: Ребята, а про кого мы с вами еще забыли? (по кошку с котенком и собаку со щенком)
Воспитатель: Правильно, молодцы и кошку с котенком, и собачку со щенком давайте угостим молочком, только для них мы его нальем в миски. (выставляю на доску две миски, кошку с котенком и собаку со щенком)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня славно потрудились, и корова решила вас угостить своим полезным, вкусным молочком. (угощаю всех Милки веем)
Занятие 3.9 План занятия. 1. Приветствие 2. Математика. Кубики Никитина. Машина «скорой» помощи. 3. Подвижная игра. В деревне. 4. Развитие слуховой памяти. Доктор Айболит. 5. Развитие внимания. Зайчики на полках. 6. Массажная пауза. Поезд. 7. Формирование знаний об окружающем мире. Изучаем части тела. 8. Развитие мелкой моторики руки. Пипетки. Куклы заболели. 9. Подвижная игра. Дружные щенята. 10. Лепка. Скатывание шариков. Делаем витамины в банку. 11. Пальчиковая гимнастика. Жук. 12. Подготовка руки к письму. Горизонтальные линии. Чемоданчик доктора. 13. Спортивная дорожка. 14. Рисование с элементами аппликация. Машина скорой помощи. 15. Прощание Ход занятия. Приветствие. Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг. Для приветствия используются мягкие игрушки (домашние животные), которые пришли в гости к детям на занятие. Дети здороваются друг с другом и с игрушками, называя их и издавая звукоподражательные звуки. Игрушки, в свою очередь, здороваются с каждым из малышей. Родители и дети берутся за руки и произносят: Собрались сегодня снова, Все к занятию готовы! Будем весело играть И друг другу помогать! Математика. Кубики Никитина. Машина «скорой» помощи. Цель: формирование навыка счёта в пределах 10. Формирование навыка обратного счёта от 5. Материалы: раздаточный лист «Кубики Никитина» с изображением машины скорой помощи, кубики Никитина. - Би-би! Би-би! Это какая-то машина едет и сигналит! Педагог выдаёт детям раздаточные листы. - Это машина скорой помощи. Наверно, кто-то заболел и доктор Айболит едет на машине к больному. - Как мы догадались, что это машина скорой помощи? Правильно, на ней нарисован красный крестик. - Давайте сделаем крестик более заметным. Как нам надо повернуть кубики, чтобы красная грань у кубиков была сверху? Дети выкладывают крест на рабочем листе. - Сколько кубиков нам понадобилось? Давайте посчитаем. Дети берут в руку по одному кубику и, откладывая его в сторону, считают. - Нам понадобилось 5 кубиков. - А теперь кубики уберём на место. Убирать станем по одному кубику и будем называть число оставшихся кубиков. -Сколько кубиков на столе? Пять. Давайте уберём один кубик и осталось…4. - Уберём ещё один кубик и осталось…3. - Ещё один и осталось …2 кубика. Так, убирая кубики по одному, выясняем, что на столе не осталось ни одного кубика. - Давайте теперь посчитаем от одного до пяти и обратно. Педагог хлопает в ладоши вместе с детьми в ритм счёта и хором считают: 1, 2,..5 и обратно- 5, 4, 3, 2, 1. Подвижная игра. В деревне. Дети становятся в круг. Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево - вправо.) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.) Развитие слуховой памяти. Доктор Айболит. Цель: развитие слуховой памяти Материалы: тот же раздаточный лист с изображением машины скорой помощи. Фломастеры. Педагог говорит, что сейчас прочитает кусочек стихотворения из известного произведения, а дети должны будут запомнить, кто приходил к доктору Айболиту лечиться. Педагог читает стихотворение медленно, обязательно выделяя голосом зверей и делая паузу между словами: Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Стихотворение читается 2 раза. Дети могут также вслух проговорить текст стихотворения. Дети должны фломастерами обвести тех животных, которые они запомнили. Развитие внимания. Зайчики на полках. Цель: развитие устойчивости и избирательности внимания. Учить двигаться глазами построчно. Материалы: раздаточный лист « Внимание» с изображением игрушек на полках. Фломастеры. - К Айболиту также приходили лечиться зайчата. У кого ухо заболело, у кого- хвостик. Всех зайчат вылечил Айболит вкусными витаминками и сладкой микстурой и отправил их обратно на полку в магазин игрушек. - Давайте найдём всех зайчиков, которых вылечил добрый доктор Айболит! - Покажите верхнюю полку, среднюю, нижнюю. - Поставьте пальчик на верхнюю полку и двигайте его слева направо. Как увидите зайчика – обведите его в кружочек. Дети выполняют задание, перемещая пальчик затем на среднюю полку и потом – на нижнюю. - Сколько всего зайчиков вылечил Айболит? Массажная пауза. Поезд. Держим крепко массажное колечко обеими руками и крутим его как руль автомобиля. Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде этом Ребята сидят. Чу-чу-чу, чу-чу-чу! (Хлопаем в ладоши) Бежит паровоз Далеко-далеко. Ребят он повёз Далеко-далеко. Но вот остановка, Кто хочет слезать? Вставайте, ребята, Пойдёмте гулять! Формирование знаний об окружающем мире. Изучаем части тела. Цель: формирование знаний о частях тела человека Материалы: кукла, шапочка доктора для педагога Педагог одевает шапочку и говорит, что куклу надо полечить, но сначала надо напомнить доктору Айболиту те части тела, которые есть у человека. Педагог просит выйти детей на коврик, чтобы показать и напомнить части тела. Педагог называет части тела, а дети показывают: Локти Коленки Животик Лоб Стопа Плечи Талия Затылок Развитие мелкой моторики руки. Пипетки. Куклы заболели. Цель: развитие мелкой моторики руки Материал: пипетки, куклы по одной на каждого ребенка, водичка в стаканчике, салфетки бумажные. - Куколки заболели - у них насморк и болят ушки. Давайте поможем Айболиту лечить кукол. Мы будем с вами настоящими докторами. А вот и лекарство! - Надо закапать лекарство куколкам в ушки и носик. Дети берут пипетки и капают 2-3 капельки в носик и ушки. Педагог следит, чтобы дети нажимали на пипетку тремя пальцами. - А теперь давайте вытрем лишнее лекарство. Дети салфетками вытирают водичку с носика и ушек. - Вот теперь наши девочки здоровы. У них не болят больше носики и ушки! Подвижная игра. Дружные щенята. Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом. Дружные щенята весело бегут, Голосочком звонким песенку поют: Гав-гав, гав-гав-гав! А потом передние показали лапки, Ну, а лапки задние ставят все на пятки. Кто на пяточку не смог, Ставит лапку на носок. А затем по кругу побежали дружно, Ручками похлопать громко-громко нужно. Покружились дружно щенята-удальцы: Вот как, вот как! Какие молодцы! Лепка. Скатывание шариков. Делаем витамины в банку. Цель: формирование умения скатывать шарик Материалы: теннисные мячики, пластилин, любая баночка или стаканчик. Педагог предлагает слепить куклам витамины, чтобы они больше не болели. Сначала катаем теннисные мячики, чтобы вспомнить круговые движения. Скатываем шарики из пластилина и складываем их в коробочку. Пальчиковая гимнастика. Жук Жук, жук, не жужжи! (Изображаем жука с длинными усиками, как козу). Где ты прячешься, скажи! (Разводим руками в стороны и пожимаем плечами). Мой дом под кустом, (изображаем ладонями крышу) Под берёзовым листом! (Опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который и залетает жук). Подготовка руки к письму. Горизонтальные линии. Чемоданчик доктора. Цель: подготовка руки к письму. Учить детей проводить горизонтальные линии. Материалы: рабочий лист с изображением чемоданчика доктора, а также шприца, микстуры и фонендоскопа. Цветные карандаши. - Давайте поможем собрать чемоданчик доктору Айболиту. Дети проводят линии сначала пальчиком, а потом – карандашом. Спортивная дорожка. Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног. Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба). Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д. Рисование с элементами аппликация. Машина скорой помощи Цель: формирование творческих способностей Материалы: рабочий лист с изображением машины скорой помощи, полоски красной бумаги для крестика, ножницы, заранее заготовленные кружки для колёс (по 2 кружка на ребёнка). Педагог предлагает сделать машину скорой помощи. Режем полоску на 2 части Приклеиваем «крестик» Приклеиваем колёса Раскрашиваем жёлтым карандашом «мигалку». Обращаем внимание детей, что за края выходить не надо Можно предложить дома дальше раскрасить машину. Прощание Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт. До свиданья, до свиданья, Приходите к нам ещё! До свиданья, до свиданья, С вами очень хорошо! До свиданья, до свиданья, Приходите к нам опять! До свиданья, до свиданья, Будем весело играть!
Разделы: Работа с дошкольниками
Своевременное и полноценное развитие ребенка в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития его в дальнейшем. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте наиболее реальна возможность развития всех психических функций ребенка и устранения отклонений. Именно в этот период жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни.
Для полноценного развития ребенка нами был разработан цикл комплексных психолого-логопедических занятий, направленных на развитие речи детей, увеличение их активного и пассивного словаря, сенсорное развитие, развитие ориентировочно-познавательной деятельности, общей и мелкой моторики, эмоциональное развитие. Данные занятия помогают сохранить внимание детей на протяжении всего занятия благодаря частой смене деятельности, снимают утомляемость.
Представленные конспекты комплексных занятий на тему “Части тела, эмоции” способствуют развитию у детей представлений о собственном теле, о своей половой принадлежности; формируют словарь ребенка, грамматический строй его речи; развивают эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность.
Занятие 1.
Программное содержание.
- Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. Учить различать понятия “девочка – мальчик”, узнавать, к какому полу относится сам ребенок.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции.
- Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность.
Материал.
Две куклы: мальчик и девочка, картинки с изображением детей, у которых не хватает каких-то частей тела, картинки с изображением сказочных героев сказки “Курочка Ряба” с разным настроением, модели “Настроение” на каждого ребенка, картинки с изображением игрушек для мальчиков и девочек, разрезная картинка “Мячик” на каждого ребенка, подвижная музыка, для рисования: лист бумаги, краски, кисти.
Ход занятия
1. Орг. момент.
(Поглаживание
век).
(Хлопки
руками).
(Потопать
ногами).
2. Упражнение “Покажи на кукле и на себе”.
Логопед. Познакомьтесь, это куклы Наташа и Саша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо. Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот. Сейчас мы будем играть, как будто мы умываемся. Я расскажу потешку, а вы показывайте то, о чем говорится в потешке.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.
3. Упражнение “Чего не хватает?”
Логопед (показывает картинки). Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает на лице?
4. Физ. минутка.
Логопед (читает текст, показывает движения по тексту, дети повторяют).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
5. Упражнение “Эмоции”.
Психолог. Кукла Наташа – веселая или грустная? (ответы детей) На этих картинках нарисована сказка (показывает картинки к сказке “Курочка Ряба”) Какая? Посмотрите, Курочка Ряба снесла яичко – не простое, а золотое. Дедушка и бабушка радуются, улыбаются. Улыбнитесь, как дедушка и бабушка (дети выполняют задание) . Найдите грустных дедушку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? Какое у них настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки. Посмотрите, что делает на картинке мышка? Какое у нее выражение мордочки? (дети отвечают). Удивитесь, как мышка. (Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое улыбается. Положите его рядом с улыбающимися дедушкой и бабушкой. А куда надо положить эту картинку, а эту? (дети раскладывают свои модели настроения рядом с соответствующей иллюстрацией).
6. Упражнение “Покажи на кукле и на себе” (продолжение).
Логопед (показывает на руки, ноги и живот у куклы). Что это у куклы? (Дети отвечают ). А где у вас руки (ноги, живот) ? Поднимите руки вверх, опустите их. Это правая рука, это левая рука.
7. Подвижная игра под музыку “Части тела”.
(Логопед предлагает детям танцевать под музыку и по его команде показывать руки, ноги, голову, живот).
8. Игра “Раздадим игрушки детям”
Психолог. Какая кукла – девочка, а какая – мальчик? Кто из вас девочка, а кто мальчик? (ответы детей). Мальчики и девочки любят играть в игрушки. Давайте раздадим игрушки Наташе и Саше. В какие игрушки любят играть девочки? А мальчики? А какую игрушку мы дали и Саше и Наташе? (Дети отвечают “Мяч”). Правильно. И девочки, и мальчики любят играть в мячики. Давайте и мы поиграем с мячиком.
9. Складывание картинки “Мячик” из трех частей.
10. Подвижная игра “Мячики”.
Психолог предлагает детям под ритмичную музыку попрыгать, словно мячики.
11. Рисование “Мячики”.
Дети рисуют красивые разноцветные мячики.
12. Итог занятия.
Занятие 2.
Программное содержание.
- Продолжать формировать словарь по теме. Расширять словарь за счет наречий тихо, громко, быстро, медленно, прилагательных правый, левый. Формировать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
- Развивать ручную и общую моторику, координацию движений, чувство ритма, подражательность.
- Учиться ориентироваться в схеме собственного тела, показывать с помощью взрослого правую, левую руки, ноги.
- Продолжать учить рисовать, вызвать радостные эмоции от полученного рисунка.
- Продолжать развивать эмоциональную сферу детей.
Материал.
Стихотворение А.Л. Барто “Девочка чумазая”, картинки с изображением двух девочек (чистой и грязной) и грязного мальчика, лист с разноцветными ладошками на каждого ребенка, модели “Настроение”, для рисования: лист бумаги, краски, ванночки для наливания краски и обмакивания ладошек.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание
век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание
мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки
руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать но
гами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться
и протянуть руки к солнышку).
2. Чтение стихотворения “Девочка чумазая”.
Психолог. Я вам сейчас прочитаю историю про чумазую девочку. Чумазая – значит грязная, грязнуля. Найдите на картинке чумазую девочку. (Психолог показывает картинку, на которой нарисованы две девочки, чистая и грязная, и грязный мальчик). А это кто такой грязный? (Дети отвечают “Мальчик”). А это какая девочка? (Дети отвечают “Чистая”).
Психолог читает стихотворение.
3. Беседа.
Логопед. Давайте вспомним, как начинается наша история. Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и две ладошки). Похлопайте в ладоши громко, тихо, быстро, медленно (дети выполняют задание). Посмотрите на чумазую девочку, где у нее ладошки? Что она еще измазала? (Дети отвечают “Пальцы”) . А у вас какие пальчики: чистые или грязные?
4. Пальчиковая гимнастика.
Логопед (читает текст, показывает поочередно пальцы на руках, дети повторяют)
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
5. Беседа (продолжение)
Логопед. Давайте вспомним еще раз стихотворение про девочку чумазую. Что еще испачкала девочка? (Дети отвечают “Локти”) . А где у вас локти? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и два локтя”) . Согните руки в локтях, поставьте локти на стол. (Дети выполняют). А теперь давайте покажем, как девочка ручки кверху держала, когда на солнышке лежала. (Дети показывают). Что еще измазала девочка? (Дети отвечают “Ножки и пятки”). А у вас есть пятки? Покажите. Сколько их? (Дети показывают и отвечают “Две ноги и две пятки”). Что еще грязное у девочки? (Дети отвечают “Коленки”). Покажите ваши коленки. Постучите ладошками по коленкам.
6. Упражнение “Ладошки”.
Психолог (выдает детям листы с нарисованными ладошками). Посмотрите, на листе нарисованы ладошки. Положите правую руку на красную ладошку, а левую – на желтую. Поднимите правую руку, теперь левую, дотроньтесь правой рукой до головы. (Дети выполняют задание).
7. Упражнение “Эмоции”.
Психолог. Давайте вспомним с вами, что сделала девочка, когда ей оттирали губкой нос? (Ответы детей). Да, она разобиделась до слез. Давайте покажем, как она обиделась. (Дети выполняют задание). Девочка мыться не хотела, боялась мыла и мочалу. Давайте покажем, как она боялась. (Дети выполняют задание).
(Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое обижается. Давайте расскажем, какое оно? (Дети отвечают). А теперь найдите личико, которое боится. Какое оно? (Ответы детей).
8. Подвижная игра “Где же наши ручки?”
Психолог. Наши ручки и ножки чистые. Давайте с ними поиграем. (Психолог читает текст, показывает движения, дети повторяют).
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек!Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.Где же, где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Где же, где же наши ножки?
Нет наших ножек!Вот, вот наши ножки,
Вот наши ножки,
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.Где же, где же наши детки,
Где же наши детки?
Где же, где же наши детки?
Нет наших деток!Вот, вот наши детки,
Вот наши детки,
Пляшут, пляшут наши детки,
Пляшут наши детки.
9. Рисование ладошками.
Дети рисуют ладошками смешных человечков. (Обмакивают ладошки в краску и ставят на листе бумаги отпечаток).
10. Итог занятия.
Занятие 3 (итоговое).
Программное содержание.
- Закрепить знания детей о собственном теле и об эмоциональных состояниях.
- Закрепить словарь по теме.
- Развивать внимание, умение выполнять действия по словесной инструкции, мимическую выразительность.
Материал.
Зеркало на каждого ребенка, “посылка”, в которой лежит фотоальбом с семейными фотографиями каждого ребенка.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание
век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание
мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки
руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать
нога
ми).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться
и протянуть руки к солнышку).
2. “Посылка”.
Раздается стук в дверь. Заходит почтальон, спрашивает: “Это детски сад “Теремок?”. (Психолог, логопед и дети отвечаю т). Тогда распишитесь и получите посылку. (Все благодарят почтальона). Психолог предлагает детям посмотреть, что находится внутри посылки. Открывает вместе с детьми и достает фотоальбом. Дети садятся на ковер. Все вместе рассматривают фотографии, узнают себя и своих близких.
3. Упражнение “Рассмотри себя в зеркале”.
Логопед. А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало. Каждый видит там себя. Посмотрите внимательно. Из чего состоит наше тело? (Дети по очереди называют части тела и показывают его на себе).
4. Упражнение “Эмоции”.
Психолог. Давайте посмотрим в зеркало и покажем, как мы умеем улыбаться и быть радостными. (Дети показывают). А теперь покажем, как мы умеем грустить. Сделайте грустное лицо. (Дети выполняют задание). А сейчас давайте удивимся. (Дети смотрят на себя в зеркало и удивляются). Давайте покажем, как мы умеем обижаться. (Дети показывают).
А теперь давайте посмотрим на картинки и покажем радостное личико, грустное личико, личико, которое боится и которое обижается. (Дети рассматривают картинки “Настроение” и показывают).
5. Упражнение “Умывалочка”.
Логопед. Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы наше тело было всегда чистым и здоровым? (Дети отвечают, что нужно умываться). Сейчас мы с вами покажем, как нужно умываться. (Логопед читает текст, показывает движения, дети повторяют).
Кран, откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!
Шейка! Мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!